Аналитика GfK: продажи электроники на Black Friday в Украине побили новые рекорды
По данным исследовательской компании GfK Ukraine, продажи бытовой техники и электроники во время действия акций Черная пятница и Киберпонедельник достигли показателя в 6,6 млрд грн, что на 28% больше, чем в прошлом году.
Как сообщила RAU пресс-служба компании GfK , несмотря на карантин в связи с пандемией COVID-19, украинцы активно покупали технику во время акционных распродаж (неделя Черной пятницы и Киберпонедельника, 48-49 недели 2020 года). Кроме роста в денежном эквиваленте, рынок увеличился и количественно: было продано на 8,5% больше штук бытовой техники и электроники — 966 000 единиц.
Интересно, что 30% товара (объем в грн) было куплено онлайн. По сравнению с прошлым годом онлайн-продажи в этот период выросли на 73% (офлайн также показал рост — на 16%).
Аналитики GfK добавляют, что украинцы подняли домашний комфорт в рейтинге своих приоритетов, и решили инвестировать в приборы, которые облегчают их быт. Особой популярностью пользовались роботы-пылесосы, телевизоры и посудомоечные машины — продажи этих групп товаров выросли больше по отношению к средней неделе текущего года.
«На протяжении всего этого года мы наблюдаем интересную тенденцию — украинский потребитель, несмотря на финансовые сложности, обусловленные карантином, или, вероятно, даже благодаря ему, довольно стремительно переходит на новый уровень бытового комфорта. Ценя свое время, люди уверенно поручают рутинные дела современной технике: посудомоечные машины, роботы-пылесосы, стирально-сушильные машины демонстрировали быстрые темпы роста в течение всего года и стали наиболее динамичными категориями в период Черной пятницы», — рассказывает о тенденциях изменений потребительских предпочтений Ирина Антонова, руководитель отдела исследований розничных продаж бытовой техники PoS Tracking GfK Ukraine.
Рекордные продажи цифровой техники
Впрочем, по информации GfK, больше относительно прошлогодних показателей выросли продажи IT сектора — на 70% в денежном выражении. «Продажи ноутбуков на эту Черную пятницу побили все прошлогодние рекорды, несмотря на достаточно большой спрос в течение всего года и дефицит товара, о котором говорили производители и продавцы. Среди цифровых категорий лидерами по темпам роста традиционно стали телевизоры, однако, впервые они не смогли превысить прошлогодний показатель», — комментирует Валентина Печончик, руководитель отдела исследований розничных продаж цифровой техники PoS Tracking GfK Ukraine.
Продажи во время двухнедельного периода акций составили 10% от продаж техники в 2020 году (49 недель с начала года). В эти две недели продажи в деньгах были в 1,5 раза больше, а в объемах — вдвое больше показателей среднегодовой недели 2020 года.
«Конечно, сезон распродаж недели Черной пятницы продолжился и в следующую неделю, со скидками Киберпонедельника. Особенно это заметно в онлайн-канале продаж. Вместе с тем следует заметить, что получение и оплата многих товаров, приобретенных еще в период Черной пятницы, пришлась именно на следующую неделю. И это также повлияло на полученные нами цифры. Поэтому в этом году мы решили анализировать эти два периода скидок вместе», — объясняет заместитель руководителя отдела аудита розничной торговли непродовольственными товарами GfK Ukraine Андрей Осадчий.
Особенности распродаж во время COVID-19
«Следует отметить, что Черная пятница проходила в условиях карантина выходного дня, когда все торговые центры были закрыты в течение выходных. Чтобы распродажи все же состоялись, ритейлеры изменили условия игры: акцент сделали на онлайн-продажах, а сам период распродаж с привычных одного-трех дней растянули на целую неделю и даже две. Так покупки стали не только выгодными, но и максимально безопасными», — отмечает Андрей Свирский, руководитель отдела аудита розничной торговли непродовольственными товарами GfK Ukraine.
По его словам, в том числе поэтому в период нынешних акций онлайн-продажи выросли на 73% в денежном выражении, по сравнению с аналогичными неделями 2019 года. Многие боялись подвергнуться риску заболеть и выбирали безопасный способ покупок — онлайн.
Наибольший рост произошел за счет продаж в онлайн-магазинах традиционной розницы, а не чисто интернет-ритейла. Эта тенденция присуща всему 2020 году и Черная пятница не стала исключением.
«Как мы и предполагали, рост покупок техники онлайн в этом сезоне был очень высоким. Сами онлайн-ритейлеры также это предвидели, поэтому подготовились заранее. Собственно, как и покупатели. Похоже, что часть людей сознательно откладывают некоторые свои покупки в ожидании скидок», — уточняет Андрей Осадчий.
На какие товары было больше скидок?
Цены на 36% техники (в единицах) были снижены на 10% и более. Больше со скидками продавали малую бытовую технику (46% товаров). Вместе с тем, только 7% всего объема покупок техники имели более 20% скидки (14% — в прошлом году). При этом в онлайне дешевых товаров было больше, чем в традиционных розничных магазинах — цена на 48% техники была снижена на 10% и более.
Интересно, что средний чек в ключевых секторах техники вырос более чем на 20%. Исключением стала лишь крупная бытовая техника, где подорожание среднего ценника составило лишь 3%.
Это свидетельствует о преобладании покупок премиум-сегмента в период распродаж, когда скидками украинцы пользуются не столько, чтобы сэкономить, а скорее для того, чтобы побаловать себя дорогим ассортиментом за те же деньги.
Обновление ассортимента техники во время периода распродаж
Другой особенностью нынешнего акционного периода стало то, что часть ритейлеров накануне Черной пятницы начинала продажи новых линеек продуктов. В этом году 60% всей проданной техники, — это линейки 2020 выпуска. 18% — вообще приборы, которые появились не раньше осени этого года. Обычно в среднегодовую неделю года продается лишь около 30% техники нынешнего выпуска. Схожую динамику можно было заметить и в прошлом году. Это особенно характерно для цифровой техники, и менее заметно в секторах малой и крупной бытовой техники.
«Мы привыкли, что цифровая техника, как то ноутбук, а особенно — телефон, очень быстро «стареет». И поэтому эту технику мы часто меняем, чтобы она соответствовала современным требованиям, производительности, и просто определенному имиджу. Поэтому эти категории обновляются чаще, и не только в периоды распродаж», — объясняет Валентина Печончик.
Похоже, что несмотря на неопределенность, которой пропитан весь 2020 год, технические ритейлеры смогли приспособиться к новым условиям и обеспечить продажи, а потребители максимально эффективно использовали период распродаж для выгодных покупок. Теперь все замерли в ожидании новогоднего сезона, который может отличиться как новой волной ограничений из-за пандемии COVID19, так и очередными скидками.
Читайте также –
Новости магазинов техники: ЦЕ ТЕ, Comfy, Цитрус Фокстрот, MOYO и другие