Пора экономить: кто из ритейлеров пытается занять нишу hard discounter
Ниша жестких дискаунтеров в Украине только начинает развиваться. Поэтому некоторые ритейлеры пытаются как можно быстрее ее занять, создавая «младших братьев» в формате hard discounter. Будут ли иметь ритейлеры успех в низком ценовом сегменте.
Сейчас основные конкуренты жестких дискаунтеров – прилавочная торговля, и она действительно пользуется популярностью среди населения. В материале Forbes проанализировали, какие ритейлеры намерены быстро занять свободную нишу и удастся ли им обогнать сеть АТБ. RAU публикует основное.
Кто и почему из ритейлеров уходит в формат hard discounter
Ритейлер OnePrice начал работу на украинском рынке в 2018 году и является одним из крупнейших игроков формата one dollar store. А 11 января 2024 года в Виннице был открыт первый продуктовый дискаунтер сети – OnePrice Club. Он имеет площадь 1200 кв. м и около 2500 SKU. Как объясняет совладелец компании Леван Паикидзе, что они стремятся к «первой цене» на рынке, то есть самой низкой. Цены в OnePrice Club в среднем на 15-20% ниже среднерыночных, а достигается это благодаря жесткому контролю затрат (экономии на маркетинге, небольшом количестве персонала, товар выкладывается на поддонах без выкладки на полках), минимальной наценке и низкой арендной плате.
В 2021 году одесская сеть Таврия В тоже попробовала занять нишу жестких дискаунтеров – начала открывать магазины Пюре. Сейчас уже девять точек.
В октябре 2023 года компания Novus запустила и свои магазины по низким ценам Хапайка – один в Киеве, другой в области. Точки имеют около 2000 SKU и среднюю площадь 400-600 кв. м.
По данным GT Partners Ukraine, на сентябрь 2023 года в Украине работало около 1370 продовольственных сетевых точек в дисконтном формате. Из них 87% (около 1200 магазинов) – это магазины АТБ, на втором месте Thrash! Траш! – 101 магазин, на третьем – Дивоцін, который имеет 24 магазина.
«В настоящее время основными причинами развития дисконтных магазинов является война и падение реальных доходов населения», — говорит директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.
По сравнению с 2022 годом, 53% украинцев отметили уменьшение доходов, а у 30% опрошенных доходы «значительно снизились», говорится в исследовании коммуникационного агентства Postmen, опубликованного в декабре 2023 года.
В войну потребитель стал более рациональным, стремится к разумному потреблению и не хочет больше переплачивать, говорит Леван Паикидзе.
Это подтверждает и генеральный директор Novus Марк Петкевич, отмечая, что современные потребители основательно подходят к управлению своими финансами – интересуются акционными предложениями и спецусловиями, позволяющими экономить бюджет.
Конкуренция с АТБ
«Классическая маржа в таких форматах меньше, но обороты могут быть достаточно неплохими благодаря низким ценам», – говорит глава Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.
АТБ – мягкий дискаунтер. Это крупнейший продуктовый ритейлер Украины с выручкой за 2022 год в 148,3 млрд грн, у ближайшего конкурента – Fozzy Group – 93,2 млрд грн. Для сравнения: EBITDA Сільпо составила 7% в 2021 году, АТБ – примерно 5%, говорится в исследовании Share ua potential. Кроме того, инвестиции в открытие дискаунтера обычно меньше, чем в открытии классического супермаркета небольшого формата. Это может быть $400-500 на квадратный метр.
Жесткие дискаунтеры OnePrice Club, Хапайка и Пюре не могут составить конкуренцию АТБ, считают в Ассоциации ритейлеров Украины. «В отдельных городах они смогут перехватить 2-5% покупателей АТБ, но глобально конкуренции не будет», — говорит Жук.