Трезвый расчет: сеть виномаркетов Поляна закрыла свой последний магазин
На пике развития компания управляла 36-ю магазинами в Киеве и некоторых областных центрах, но последние годы теряла позиции на рынке и закрывала свои объекты.
Читайте українською
Как пишет портал Новое Время, последний магазин сети Поляна, который находился на улице Глубочицкой в Киеве, был закрыт чуть более месяца назад. Номера телефонов, указанные на сайте сети Поляна, не отвечают, а помещение центрального офиса и магазина по ул. Обсерваторная, 12 А, сейчас сдается в аренду за 300 000 грн в месяц. Сеть проработала около десяти лет, однако последнее время испытывала большие проблемы: отток покупателей, потеря лучших локаций, закрытие торговых точек.
Первый магазин Поляна открылся в 2009 году, через два года после появления первого специализированного магазина алкоголя GoodWine. Сеть тогда принадлежала компании Марком — официальному дистрибутору коньяка Hennessy и около 70% поставляемых в Украину вин из обеих Америк. Марком принадлежала предпринимателю Илье Гринбергу. Проект очень динамично развивался — в 2013 году сеть управляла 35-ю магазинами не только в Киеве, но и в городах-миллионниках. «Сеть планировала развиваться по франчайзингу. Требования к бизнесменам, которые хотели открывать магазины под ТМ Поляна, были очень жесткими. Поэтому компания заключила всего один-два договора на развитие под ее брендом», — рассказал НВ Бизнес глава директората Ассоциации франчайзинга Украины Андрей Кривонос.
Помимо Поляны, Гринберг развивал сети магазинов по продаже элитных продуктов питания Delight, Маленький принц, а также владел столичным рестораном Lavinia.
Проблемы у бизнесмена начались после 2014 года. В этот период закрылись сети магазинов и ресторан, затем Марком потерял право на эксклюзивную дистрибуцию Hennessy в Украине. Из розничных сетей осталась только Поляна, но сам Гринберг неоднократно подчеркивал, что уже не имеет отношения к этой сети. Сейчас компания Поляна Украина Групп, по данным Единого реестра юридических лиц, принадлежит Сергею Токареву и британской компании «Мидоу Холдинг Энд Ресонсез Эл Пи». Получить комментарий Гринберга НВ Бизнес не удалось: он живет и работает за пределами Украины.
По мнению опрошенных изданием экспертов, Поляна допустила несколько ошибок. «У сети была очень быстрая экспансия, при которой сложно контролировать бизнес. В каждом магазине нужен сильный управляющий, но найти их сложно. Сеть росла в количестве, но продажи, насколько мне известно, не увеличивались. Это была очень нестабильная модель», — говорит совладелец сети GoodWine Дмитрий Крымский. Он вспоминает, что один из магазинов Поляна располагался в Киеве прямо напротив GoodWine по ул. Мечникова. Конкуренты даже добились переноса пешеходного перехода, чтобы «было удобно сразу из GoodWine попасть в Поляну». Но просто скопировать работу — недостаточно для того, чтобы вывести бизнес в прибыль.
Сеть Поляна не попала в формат, который пользовался самым высоким спросом, считает Андрей Кривонос. «Они не дотягивали до площади и ассортимента GoodWine и в то же время были больше, чем популярный сейчас OkWine», — рассказывает он.
Поляна делала ставку на собственный импорт, редко работала с поставщиками на стороне, что сказывалось на ассортименте компании.
В этой ситуации очень сложно бороться с конкурентами — другими сетями по продаже алкогольных напитков и супермаркетами, некоторые из которых самостоятельно завозят алкоголь. «Конкуренция на рынке очень жесткая и сейчас необходимо постоянно работать с покупателями через социальные сети, предлагать новинки, проводить акции», — говорит директор сети OkWine Ирина Дейнега.
«В ближайшие годы мы будем наблюдать один за одним такие «тихие уходы». Как бы кто не объяснял, причина у всех одна — рост качественной конкуренции. Период заполнения пустоты и количественной конкуренции ушел в прошлое, правила ведения бизнеса резко изменились. Рынок ошибки больше не прощает. Размер не спасает. У тех, кто не понял это или не готов, есть два варианта: если повезет — продать бизнес, если не повезёт — «тихий уход», — прокомментировал новость у себя на странице в Facebook соучредитель и СЕО компании DYB Игорь Гут.
Источник: Новое Время
Читайте также —
Наелись: почему столичные рестораторы массово распродают или закрывают заведения