Пройтись по цепи. Что будет важно при планировании цепочки поставок в ближайшем будущем

Пройтись по цепи. Что будет важно при планировании цепочки поставок в ближайшем будущем

03.12.2019 08:15
  568
Костянтин Симоненко

Ритейлеры должны расширять возможности цепочки поставок, чтобы удовлетворить потребности клиентов. Одновременно им приходится эффективно управлять затратами, чтобы сохранить свою прибыль.

Читайте українською

Как показывают международные исследования, ключевыми для ритейла сейчас становятся четыре задачи: точное прогнозирование потребностей, прозрачность процессов по всей логистической цепи, способность быстро перестраивать процессы в компании, реагируя на изменения, а также системная интеграция. В частности, в исследовании 2020 State of retail supply chain report, проведенном EyeforTransport в партнерстве с Dassault Systèmes, авторы отмечают, что сегодня, более чем когда-либо, эффективная цепочка поставок становится решающим фактором роста как для розничных продавцов, так и для производителей.

Немного цифр

Прогнозирование, прозрачность, способность реагировать и системная интеграция — самые большие проблемы для розничной цепи поставок. Примерно треть производителей и ритейлеров отмечают, что прогнозирование поставок – это для них самый главный вызов. И только у 14% есть аналитические системы, способные помочь им сделать выводы о вероятном успехе их текущих планов и расходах по их воплощению.

При этом больше 60% продолжают пользоваться Excel как основным инструментом при планировании поставок, а 32,1% ритейлеров не имеют возможности тестировать несколько сценариев поставки.

Любопытно, что даже в Европе 94% руководителей говорят о нехватке должного уровня контроля над цепочкой поставок. В их числе 16,2% компаний, которые плохо или очень плохо могут видеть «насквозь» всю цепочку. Всего год назад, в 2018-м, таких было только 5,4%.

В итоге только 19 компаний из 100 могут похвастаться полной «оцифровкой» и автоматизацией управления своей логистикой (SCM-система). А у 35% производственных и торговых предприятий системная интеграция очень слаба. Особенно если учесть, что подавляющее большинство ритейлеров передают часть или всю свою поддержку логистики на аутсорсинг, и только 7,7% контролируют всю работу сами.

Поэтому, как полагают эксперты, потребность в оцифровке всех процессов, чтобы справиться с растущей скоростью розничной цепочки поставок, будет только расти. По прогнозам, в ближайшие годы будут наблюдаться следующие тренды:

  • Улучшение консолидации (прежде всего, заказов) по всей цепочке поставок
  • Увеличение доставки на дом
  • Еще большая автоматизация

Ключевые точки изменений

Скорость и точность — главные требования, предъявляемые к современной логистике. Основное конкурентное преимущество — способность игроков создавать быстро меняющуюся цепочку поставок, которая реагирует на изменения рынка и точно отслеживает продукты на этапе доставки, сохраняя при этом низкие затраты.

Потребители ждут гибкости, скорости и удобства. Чтобы обеспечить беспроблемную работу с покупателями по всем каналам, ритейлерам уже сейчас надо думать над применением новых аналитических технологий. В частности, компании, которые начинают использовать Big Data, могут управлять потоком товаров и услуг к потребителю и обратно по всем каналам поставок в режиме реального времени.

Сбор и быстрая обработка массивов разных данных могут улучшить прогнозирование, что в свою очередь поможет хранить меньше запасов на складах, а также сократить маршруты и ресурсы, необходимые для управления поставками. В результате сокращаются транспортные расходы, использование рабочей силы (только нужные люди находятся в нужном месте в нужное время), а за счет повышения общей эффективности можно улучшить качество обслуживания клиентов.

При планировании маршрутов поставок также крайне важно «видеть», что происходит с товаром на каждом этапе транспортировки.

Но традиционные решения планирования (например, с помощью таблиц Exсel) больше не подходят для решения сложных задач современной цепочки поставок. Фрагментация систем планирования, необходимость вводить ряд данных вручную и т.п., серьезно ограничивает возможности контроля в целом, что приводит к принятию отдельных неэффективных решений и увеличивает ненужные расходы.

Как отмечают авторы исследования, компании важно понять и определить свое место в долгосрочной перспективе, разработать свою стратегию достижения этого результата, чтобы затем лишь воспользоваться технологическими достижениями как ступеньками на пути к этой цели. На рынке много новых технологий, но они могут помочь только в том случае, если будут соответствовать конкретной стратегии.

Что можно предпринять

Прогнозирование часто терпит неудачу, потому что приходится учитывать слишком много параметров. Например, есть промо-акции производителя, погода, акции в магазине, маркетинговые мероприятия конкурентов и так далее. Дополнительно задача усложняется наличием нескольких тысяч товарных позиций (SKU).

Если прогноз отклоняется от фактического количества заказов, это резко снижает эффективность цепочки поставок. Улучшить прогнозы можно, лучше поняв поведение своих клиентов с помощью нескольких точек данных и заблаговременно согласовав операционные и маркетинговые стратегии. Нужно, чтобы планировщики цепочек розничных поставок были способны понимать, что происходит «на местах» по каждой операции, и в прогнозируемом будущем.

Менеджерам по логистике и закупкам также нужно специальное ПО, чтобы они могли понять, как будут выполняться планы, тестировать сценарии, а также при помощи искусственного интеллекта (AI) улучшить свои операции.

Согласно опросу 450 логистов, проведенному в 2019 году компанией Zetes, 87% респондентов уверены, что полностью видимая цепочка поставок с обновлениями в режиме реального времени даст конкурентное преимущество для их бизнеса. И в среднем повысит удовлетворенность и лояльность клиентов более чем на 30%.

На оперативном уровне эффективность может быть даже более важной, чем повышение качества обслуживания клиентов и их удержание. Повышение прозрачности логистики, особенно когда дело доходит до управления возвратами, приведет к значительному сокращению потерь, как с точки зрения стоимости товаров, которые затем должны быть дисконтированы или выброшены, так и с точки зрения бронирования ненужной доставки.

Увеличив точность прогнозирования и видение всей цепочки поставок ритейлеры и производители смогут лучше адаптировать заказы и производство к фактическому спросу и доставлять на рынок товары, востребованные покупателями, что увеличивает общие продажи.

Чаще всего ритейлеры используют ПО для управления складом (55,1%). Однако другие технологии автоматизации, и что более важно, системной интеграции всех процессов, распространены значительно реже. Например, несмотря на то что прогнозирование является самой большой проблемой, с которой они сталкиваются, только 32,1% — менее трети — заявили, что внедрили эту технологию. Также примерно треть использует программное обеспечение для планирования запасов и систему управления транспортом

Вернуть под свой контроль

Чтобы избежать сложностей с управлением цепочкой поставок, где задействовано много партнеров, некоторые ритейлеры задумаются о возврате логистики под свой контроль. Так, апрельский опрос компании TLT среди 100 британских компаний сферы торговли показал, что почти половина (45%) хотят инвестировать в собственный автопарк. Вместо того, чтобы все больше полагаться на 3PL операторов, многие пытаются облегчить бремя координации и снизить свои расходы на логистику.

Совместные склады – это следующий уровень. Во всем мире растет количество покупателей-горожан, которые к тому же более платежеспособны. А доставка на «последней миле» — это, как правило, крупнейший компонент затрат. Эксперты ожидают, что все больше ритейлеров перейдут на совместное использование своих складов, а также более мелких складских помещений, которые ближе к конечному потребителю.

Это поможет решить вопросы доставки в тот же день и сопоставления моделей потребительского спроса. Современный магазин может стать ключевой частью «мозаики», на которой розничные продавцы хотят сосредоточиться. Магазины могут превратиться в мини-городские склады, что при небольших дополнительных затратах даст розничным торговцам критическое важные складские площади рядом с их клиентами для доставки интернет-заказов.

Но именно в этом деле могут пригодиться 3PL операторы, которые обрабатывают большую часть заказов «последней мили», а значит именно они могут быть лучше информированы касаемо моделей ожидаемого спроса и необходимого количества транспорта.

Преимущества перехода к более «оцифрованной» системе управления цепочками поставок дают эффект сразу в нескольких аспектах. Исследование Gravity показало, что 54% ритейлеров заявили, что это улучшило качество обслуживания клиентов, что привело к большей лояльности, 47% заявили, что эксплуатационные расходы стали ниже, а 45% смогли быстрее вывести продукцию на рынок.

Кроме того, единое интегрированное решение при цифровом планировании даст лишь одну «версию правды», что важно для сохранения конкурентоспособности компании.

Читайте также —

Как увеличить пропускную способность склада на 20% и повысить эффективность логистики в магазине — опыт Fozzy Group


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка