Перевоплощение ритейла: как COVID-19 повлиял на супермаркеты
Портал Лига Бизнес в своем материале рассказал о новых тенденциях в сфере продуктовых услуг.
Пандемия продолжает диктовать новые тенденции в различных сферах и даже в мировосприятии людей. Перевоплощение не обошло и относительно устойчивый продуктовый ритейл. Новые тенденции вызывают эффект домино, который влияет на всех: от покупателей, продуктовых брендов до коммерческой недвижимости.
Новые нормы для продуктовых магазинов
Коронавирус ускорил вхождение продовольственных магазинов в современную эпоху, и даже любители классического шопинга поняли, что можно пользоваться интернетом для покупок и доставки товаров на дом, что дало возможность расширить спектр предоставляемых услуг. Также, анализируя развитие отечественных продуктовых ритейлеров, заметна тенденция к активной разработке и совершенствованию мобильных приложений.
Пока в Украине покупатели все еще предпочитают личное посещение супермаркетов и магазинов. Именно поэтому начало первого полугодия 2020-го отличилось высокими показателями запуска новых торговых точек, несмотря на карантинные ограничения.
Последние исследования европейского потребительского рынка McKinsey&Company также показали, что тенденция к увеличению онлайн-покупок распространяется не на все группы потребителей. Потребители, которые редко покупали еду онлайн в прошлом (10% респондентов), отметили, что планируют сократить, а не увеличить свои онлайн-расходы. А среди потребителей, которые не делали покупки онлайн в 2020 году — явное большинство в 65% — только 7% заявили, что намерены начать покупать онлайн в 2021 году.
Цифровые решения физических проблем
Технологии меняет продуктовую сферу. Потребители будут продолжать пользоваться программами и услугами для удаленных покупок даже после того, как угрозы исчезнут.
Очень заметной становится тенденция к установлению касс самообслуживания в большинстве сетевых ритейлеров. В уже упомянутом исследовании McKinsey&Company, говорится, что в Европе инвестиции в автоматизацию складов выросли на 13%.
Три долгосрочных решения для коммерческой недвижимости:
1. Место для хранения онлайн-заказов
Ритейлеры адаптировались и выделили место для хранения упакованных и готовых заказов на продукты, которые ожидают вывоз или с установленным окном выдачи. Такие зоны напоминают холодильный склад, где каждый заказ организован, промаркирован и проходит через четкую логистическую цепочку.
Многие магазины оборудовали собственные станции выдачи заказа и упаковки готовой продукции. Но, если будут преобладать онлайн-заказы, это пространство, скорее всего, придется расширять. Многие супермаркеты сформировали собственную службу доставки, тем самым создав новые рабочие места и отдельный вид услуг. Также актуальным стало сотрудничество со службами доставки, и демонстрация лояльности к людям, вовлеченным в их работу.
2. Введение склада электронной коммерции
Эксперты консалтинговой компании NAI Global советуют создавать продовольственный запас только для онлайн-заказов. Таким образом, легче вести точный каталог того, что есть, а чего нет. Плюс, это облегчает часть движения в пределах общих торговых площадок и предоставляет возможность расширить свой ассортимент для удовлетворения даже самых требовательных клиентов.
Большая площадь для хранения заказов в сочетании с расширенными проходами равна большему продуктовому магазину, поэтому арендаторы будут искать большие площади для размещения своих торговых марок.
3. Полная замена проходов
Увеличение пространства между каждым проходом облегчает социальное дистанцирование, и адаптирует опыт потребителей для постепенного размещения односторонних проходов. Хотя многие люди считают импровизированные «односторонние» знаки на полу плохим решением для долгосрочных изменений, которые негативно влияют на продуктовый рынок.
Пандемия, из-за которой периодически вводятся локдауны, ограничила возможности людей передвигаться свободно, как раньше. Поэтому большинство продуктовых магазинов все чаще рассматривают форматы «у дома» и помещения в тех районах, где они не представлены более глобальным и полноценным форматом.
Хорошим примером креативной реакции на вызовы пандемии стала коллаборация известного ресторатора Дмитрия Борисова и сети КОЛО (ряд локаций размещают продукцию ресторатора), так обе отрасли продемонстрировали нестандартные решения в период карантина.
Сегодня большинству брендов нужно еще раз начать все с самого начала, чтобы преодолеть вызовы, которые спровоцировал коронавирус. Как видим, пандемия не только меняет привычный ход вещей, но и побуждает к развитию и адаптивности.
Читайте также —
Смена приоритетов: на что тратят деньги украинцы в условиях локдаунов и пандемии