
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Николай Палиенко, сооснователь группы компаний EVO оценил, как эпидемия коронавируса скажется на украинском ecommerce и чего ожидать продавцам на крупнейшем украинском маркетплейсе Prom.ua.
В интервью для EVO.Business Николай Палиенко, один из основателей компании EVO, рассказал, что думает об эпидемии коронавируса, как она скажется на украинском ecommerce, чего ожидать продавцам на Prom.ua и дал советы предпринимателям на время кризиса. RAU приводит основные тезисы материала.
Возможности Китая сильно превышают возможности других стран, поэтому там быстро сдержали распространение инфекции и уже почти победили ее. Сложности были только из-за высокой плотности населения. Но таких технологических возможностей отслеживать людей и ограничивать их передвижения нет ни в одной стране мира.
Например, китайцы раздали всем медицинские паспорта и наблюдали за показателями — если повышенная температура, нельзя было выходить из дома.
В США и Европе в любом случае распространение замедлится, но непонятно, получится ли его полностью остановить в тех странах, где карантинные меры соблюдаются не так жестко. Проблема в другом. Сейчас все борются с эпидемией, но если это скоро не закончится, часть людей потеряют работу и доход. То есть за карантином придут экономические проблемы.
Кризис 2014 года был только у нас в Украине, в мире все было хорошо. Поэтому мы быстро из него вышли. Сейчас же речь идет о большей части мира — выйти из него будет не так легко.
Общий объем продаж онлайн и офлайн сократился в Китае за январь и февраль 2020 года на 20,5%. При этом проникновение электронной коммерции росло за счет продуктов питания, а продажи одежды сократились на 18%, электроники — на 30%. Общий спад ритейла зацепил и онлайн. Поэтому надеяться на большой рост всего онлайна из-за закрытия офлайна не стоит.
Текущие карантинные меры позволяют украинской электронной коммерции существовать. Во время этого кризиса люди начнут больше покупать онлайн — на Prom.ua уже сейчас немного увеличилось количество заказов. Выросли категории, связанные с гигиеной и товарами для досуга. Немного просели товары, покупку которых можно отложить.
Но сейчас переломный момент, люди приспосабливаются к новому образу жизни: многие перешли на удаленную работу, в Киеве не работает метро. Через несколько недель потребление поменяется и популярными будут другие категории.
Очевидно, что если закрыли огромное количество офлайн-магазинов, люди пойдут покупать в онлайн. Непонятно только, что будет с покупательской способностью населения. Перейдут ли люди на режим экономии и покупку только самого необходимого.
Мы наблюдаем за ситуацией. В Китае e-commerce в целом не просел. В Италии у маркетплейсов и интернет-магазинов тот же трафик, что и до кризиса. В США Amazon объявил, что набирает новых сотрудников. Скорее всего, онлайн-торговля замедлится, но не так сильно, как остальной ритейл.
Сначала на Prom.ua следили за тем, чтобы не было мошенничества и продавцы выполняли свои обещания. Потом начали бороться со спекулянтами. Например, в категории медицинских масок продают только те компании, которые занимались ими и до кризиса — поставщики и специализированные компании. Не пустили новых продавцов, пытавшихся зайти, чтобы реализовывать по завышенным ценам.
Будем продолжать работу с бесплатной доставкой на Prom.ua. Работаем с Justin, ведем переговоры с другими логистами. Если сценарий развития ситуации будет средне-пессимистичный, доставка даже вырастет в объемах.
Точно вырастет доставка до двери. Но ее сложно быстро масштабировать — многим продуктовым сетям сейчас не хватает курьеров. Возможно, за кризис люди привыкнут покупать онлайн, и после него это остается в привычке.
На других проектах EVO немного упал интерес к одежде и к услугами домашних мастеров. Но не критично. Реальную картину увидим через несколько недель, сейчас на рынке шоковое состояние. Думаю, после кризиса все вернется на свои места.
Массово перешли на удаленную работу с 16 марта, до этого дистанционно работали только сотрудники, которые вернулись из-за границы. Сейчас уже 95% людей работают дома. Все процессы настроены, все работает в штатном режиме.
Работать удаленно сложнее, чем в офисе — нужно себя дисциплинировать. Но сотрудники все понимают. Пока никаких просадок в эффективности нет. Для покупателей и продавцов с точки зрения сервиса ничего не поменялось, сохраним тот же уровень сервиса.
Во время кризиса самое важное — адаптироваться под текущую ситуацию. Мы, начиная проект Prom.ua в кризис 2008 года, позволили бизнесу присутствовать в интернете дешевле и удобнее, чем это было раньше.
Нужно искать возможности остаться на плаву, а не сдаваться. Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов в Украине. Здесь эти возможности будет находить проще, чем в других нишах.
Источник EVO.Business
Читайте также —