Новости FMCG за март: работа в карантин, очередные ограничения от власти и благотворительность Сильпо, Novus и АТБ
Власти ввели ряд ограничений на работу торговых сетей, основатель Varus предложил ввести мораторий на повышение цен, Сільпо выделяет 100 млн грн на борьбу с коронавирусом, а Novus и АТБ готовят продуктовые наборы для малообеспеченных слоев населения.
Ограничения для торговых сетей
В середине марта украинские власти ввели ряд мер для борьбы с распространением коронавируса. В частности, была запрещена работа ТРЦ, кинотеатров, развлекательных центров и непродуктовых магазинов с некоторыми исключениями. В то же время, ряд ограничений касались и продовольственной розницы. В частности, на период действия карантина в продуктовых магазинах должны находиться не больше одного человека на 10 кв. м. Кроме того, руководству торговых сетей поручили обеспечить меры по соблюдению санитарных норм.
Впрочем, торговые сети начали усиливать противоэпидемические меры еще до официальных распоряжений центральной и местных властей. Одной из первых на распространение коронавируса отреагировала компания Fozzy Group, развивающая сети магазинов Сільпо, Фора, Fozzy Cash & Carry и ряд других.
Как сообщали в компании, каждый сотрудник допускается к работе по состоянию здоровья: усилен контроль доступа на рабочее место, при наличии каких-либо признаков болезни (повышенная температура, кашель, затрудненное дыхание и т.д.) сотрудники направляются домой с рекомендацией обратиться к врачу. При этом во всех магазинах группы внедряются дополнительные санитарно-гигиенические правила. В частности, увеличена частота обработки дезинфицирующим средством поверхностей, которые относятся к зонам пользования большим количеством гостей (кассы, ручки тележек, витрины, дверные ручки и т.д.) и увеличено количество дезинфекции рук всех сотрудников магазинов. Позже аналогичные меры ввело большинство украинских торговых сетей, которые продолжают работу в период карантина.
Рост цен и реакция ритейлеров
Внедрение карантина и ажиотажный спрос на товары первой необходимости привели к росту цен в магазинах. Как пояснили в корпорации АТБ, такая ситуация связана со стремительным ростом закупочных цен поставщиков. Как следствие, в сети АТБ продукты так называемого борщевого набора (картофель, капуста, лук, морковь) подорожали на 35-128%, сахар на 8%, макаронные изделия на 9,5%, пшеничная крупа на 11%, гречка на 51%, мука — 5%, яйца — 6%. В АТБ уверяют, что повышение стоимости товаров поставщики объясняют значительным ростом издержек производства, связанных с принятыми карантинными мероприятиями. А именно — запретами и ограничениями на пребывание большого количества работников в одном помещении, транспортными проблемами и т.д.
В условиях повышения цен ряд крупных продуктовых ритейлеров выступила с открытыми обращениями к власти и поставщикам. В частности, сеть Novus призвала поставщиков проявить социальную ответственность и не повышать цены в сложный для страны период. «Со своей стороны мы не будем давать поставщикам возможность зарабатывать на покупателях и будем информировать АМКУ о всех фактах необоснованного, с нашей точки зрения, повышение цен поставщиками», — отметил руководитель департамента развития Novus Гинтарас Микулскас.
В свою очередь, основатель сети Varus Руслан Шостак заявил о необходимости введения моратория на повышение цен поставщиками для ограниченного перечня социальных товаров.
Он также призвал сети АТБ, Сільпо, Metro Cash & Carry, Ашан и другие совместно составить список таких товаров и подписать меморандум об их продаже на уровне себестоимости. В то же время, бизнесмен подчеркнул, что является противником государственного регулирования цен, поэтому такие меры должны быть четко ограничены периодом карантина, вызванного пандемией коронавируса.
Благотворительность крупных сетей
С началом распространения коронавируса в Украине присоединился к борьбе с пандемией и местный бизнес. В том числе — крупнейшие игроки украинского продуктового ритейла. В частности, сеть магазинов Novus совместно с девелоперской компанией Stolitsa Group заявили о намерении предоставить 10 000 гуманитарных продуктовых наборов малозащищенным киевлянам. Первые отгрузки 400 продуктовых наборов произошли в пятницу 27 марта. В дальнейшем, сеть магазинов Novus будет отгружать по 400 наборов ежедневно в течение всего периода действия карантина в Киеве, а в случае его продолжения, компании и дальше будут оказывать посильную помощь.
В свою очередь, сеть Сільпо выделила 100 млн грн на борьбу с коронавирусом. В консультациях с Министерством здравоохранения ритейлер определяет наиболее эффективные сценарии распределения помощи. В первую очередь она будет направлена на закупку оборудования для больниц и средств защиты для медицинского персонала. Более 13 млн грн уже использовано для оплаты 12 высококачественных аппаратов искусственной вентиляции легких швейцарского производства.
Свой проект для помощи социально незащищенным слоям населения запустила и сеть магазинов АТБ. Компания планирует передать почти 580 000 продуктовых наборов малообеспеченным семьям, одиноким пожилым людям и другим социально незащищенным слоям населения во всех регионах Украины. Для реализации этого проекта компания выделила 100 млн грн.
Акцент на доставку и движение в онлайн
Внедрение карантина также привело к значительному росту спроса на доставку продуктов из супермаркетов. Как рассказали в компании Ашан Украина, трафик на сайте компании вырос втрое, а спрос — еще существеннее. «Спрос вырос во всех городах, особенно в Киеве и Львове. К сожалению, полной картины мы не видим, потому что не успеваем покрыть весь спрос. Многие клиенты спокойно реагируют на то, что на доставку потребуется больше времени, это беспрецедентная ситуация в Украине и сервисы доставки к ней адаптируются. Мы оптимизируем процессы с нашей стороны, чтобы выполнять максимальное количество заказов», — уточнили в пресс-службе ритейлера. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других торговых сетей.
После внедрения карантина работу в онлайне начали и другие компании, которые ранее не развивали собственный e-commerce.
В частности, собственный интернет-магазин запустила сеть социальных магазинов Аврора, которая насчитывает более 300 торговых точек в разных регионах Украины. Как сообщила пресс-служба компании, чтобы обеспечить граждан товарами первой необходимости и максимально обезопасить в период карантина, Аврора запустила в тестовом режиме интернет-платформу superavrora.ua. Теперь необходимые товары можно заказать через интернет и выбрать магазин, в котором удобно забрать свой заказ без очереди. В планах ритейлера также в тестовом режиме организовать доставку.
В конце марта стало известно о запуске проекта доставки продуктов питания на дом от интернет-супермаркета Rozetka, сети АТБ и логистического оператора Нова пошта. Как сообщил на своей странице в Facebook основатель Rozetka Владислав Чечеткин, компания начала с пилота в Днепропетровской области, а в дальнейшем будет рассматривать возможность масштабирования проекта по всей стране.
Проект собственной доставки мясной и хлебобулочной продукции запустила и сеть Родинна ковбаска. Ее служба доставки «Своє.Свіже.Драйв» уже начала свою работу во Львове. В планах компании постепенно масштабироваться и в других городах Украины, учитывая потребность покупателей в пользовании услугами онлайн-покупок продуктов питания. Кроме того, сейчас Родинна ковбаска активно работает над разработкой чат-бота и интернет-магазина на сайте, чтобы пользователи могли осуществлять заказ наиболее удобным для них образом.
Подробнее о том, как ритейлеры реагировали на увеличение спроса на доставку, читайте в отдельном материале RAU.
Коло
Свой сервис онлайн-заказов и бесплатной доставки продуктов в тестовом режиме запустила и столичная сеть магазинов у дома Коло — один из самых быстрорастущих продуктовых ритейлеров Украины. Для этого в компании создали отдельный сайт kolo.plus, который работает как полноценный онлайн-магазин. Однако пока сервис доступен только для жителей столичного ЖК Комфорт Таун. В то же время, еще в нескольких магазинах сети запустили сервис заказа продуктов по телефону с последующей возможностью самовывоза в удобное для покупателя время.
При этом ритейлер не останавливает масштабирование офлайн-сети. Как сообщила компания Retail & Development Advisor, которая выступает партнером Коло в сфере брокериджа торговой недвижимости, только за период действия в стране карантина торговая сеть открыла шесть новых магазинов в Киеве и один в городе-спутнике столицы — Буче (ул. Тарасовская, 10 Д). Торговые точки в Киеве начали работу на ул. Спасской, 5, ул. Машиностроительной, 21 А, пр-т Мира, 13, ул. Градинской, 11, ул. Данькевича, 12 и ул. Лисковская, 12/1. Таким образом, сейчас сеть Коло насчитывает уже 125 торговых точек.
АТБ
Вопреки всем обстоятельствам продолжает открытие новых дискаунтеров крупнейший ритейлер страны, компания АТБ-маркет. Как стало известно порталу All Retail, в конце марта состоялось открытие первого дискаунтера сети АТБ в городе Берегово Закарпатской области. Он расположен по ул. Мужайская, 54-А.
Кроме того, в планы сети АТБ входит открытие новых дискаунтеров в Западном регионе в городах:
- Луцк, ул. Львовская, 106 — ЖК «Сафрон» (это будет восьмой магазин сети в этом городе);
- Дубно (Ровенская обл.), ул. Грушевского (первый магазин сети в этом городе);
- Кременец (Тернопольская обл.), ул. Петлюры, 4-Б. (первый магазин сети в этом городе).
Напомним, ранее стало известно, что вскоре планируется запуск двух дискаунтеров АТБ в Дрогобыче Львовской области, а также в городе Снятин Ивано-Франковской области, где до недавнего времени работали магазины сети Колибрис. Таким образом, сеть АТБ продолжает удерживать лидерство по динамике открытия новых магазинов в Западной Украине в первые месяцы 2020 года.
Фора
Новый магазин открыла и сеть Фора, которая входит в Fozzy Group. Очередная торговая точка сети начала работу в конце марта в Боярке под Киевом. Она разместилась в обновленном торговом центре Боярка-Центр, который находится прямо у железнодорожного вокзала — на улице Крещатик, 6.
Как сообщила консалтинговая компания UTG которая выполняла для ТЦ Боярка-Центр адаптации архитектурно-планировочных решений, проводила подбор арендаторов и осуществляла дальнейшее сопровождение проекта, продуктовый супермаркет Фора выступил якорным арендатором ТЦ и занял площадь 1200 кв. м.
Пчелка маркет
Продолжает развиваться и столичная сеть Пчелка маркет. Новый круглосуточный магазин компании открылся на Воздухофлотском проспекте, 19/1 А. Он занимает площадь 1000 кв. м, торговый зал — 500 кв. м. Покупателям магазина представлено более 10 000 наименований: овощи и фрукты, молочная продукция, мясная и рыбная гастрономия, хлебобулочные изделия, бакалея, кондитерские изделия, напитки, товары повседневного спроса. Также клиентам предложат продукцию собственного производства: выпечка и кондитерские изделия, кулинария, сырое и копченое мясо, соленья.
Учитывая новый маркет, в Киеве и городах спутниках работает уже 29 магазинов. В сети представлены товары собственной ТМ COTAr. Действует программа лояльности СОТА CLUB и ежедневные разнообразные акции и скидки.
Лидеры продуктовой розницы
Компания GT Partners Ukraine представила результаты исследования, посвященного отечественному рынку FMCG-ритейла. На этот раз исследователи проанализировали крупнейшие сети в столице и регионах страны. В компании отметили, что из 18 розничных операторов FMCG-рынка в столице наиболее мощно представлены восемь. Больше всего торговых точек в самом богатом городе страны принадлежит Fozzy Group (сети Сільпо, Фора, Fozzy Cash & Carry, Le Silpo, Thrash!), которая с большим отрывом опережает днепровскую сеть АТБ. При этом следует обратить внимание на быстрое развитие в столице сетей небольших форматов магазинов у дома, таких как ЛотОК и Коло.
Fozzy Group опережает АТБ-Маркет и в Северной Украине, а вот в центральных регионах существенно уступает не только АТБ, но и сети МаркетОПТ. На юге страны первые три места по количеству магазинов удерживают АТБ, Копейка и Таврия В, а на западе — Volwest Group (Наш Край, Spar), Львовхолод (Рукавичка, Під Боком) и АТБ. На востоке Украины несомненным №1 по количеству торговых точек также является сеть АТБ-Маркет, а второе и третье места занимают Fozzy Group и Varus. Более подробно о развитии крупнейших игроков в разных регионах Украины читайте в материале, посвященном исследованию GT Partners Ukraine.
Читайте также предыдущий обзор –
Новости FMCG за февраль: эко-инициативы АТБ и Metro, инновации Novus и кредиты Сільпо