Наталья Красникова, ЭКО Маркет: Как работает ритейл в прифронтовых регионах и почему это важно

Наталья Красникова, ЭКО Маркет: Как работает ритейл в прифронтовых регионах и почему это важно

01.12.2023 08:45
  711
Дарія Осіїк

По данным Госстата, на начало полномасштабного вторжения в прифронтовых областях проживали более 15 млн человек, что равняется более чем трети населения Украины. Немало населения покинуло эту зону, однако многие живут там и сейчас, и эти люди нуждаются в постоянном подвозе продуктов.

До 24 февраля 2022 года ЭКО Маркет имел большой рынок в ныне оккупированных областях и регионах ведения боевых действий. Магазины сети в Донецкой, Сумской, Николаевской, Херсонской и Черниговской областях посещали примерно 1,2 млн покупателей в месяц, что равнялось почти 2500 тонн продуктов за соответствующий период.

Об изменениях, произошедших после начала войны, и как сейчас работает продуктовый ритейл в прифронтовых городах и почему это важно директор по логистике ЭКО Маркет Наталья Красникова рассказала в колонке для NV.

Начало вторжения

За первые месяцы войны стоимость перевозки товаров выросла иногда на 200%. Это были тяжелые времена, когда рынок только начинал адаптироваться к условиям, которые менялись ежедневно: враг занимал населенные пункты, перерезал дороги, атаковал почти со всех сторон. Тогда мы завозили только самые необходимые продукты. Рынку понадобилось два месяца, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако цены на логистику стали на 50% выше довоенных показателей.

На это прежде всего повлияли цены на топливо, которые выросли уже на 40% с начала вторжения, также некоторые случаи перестали считаться страховыми.

Самая тяжелая ситуация в областях, где ведутся самые активные боевые действия — это Херсонская, Запорожская, Донецкая, Луганская и Харьковская области. Чем ближе к линии фронта, тем труднее доставлять товары. По словам Красниковой, речь идет об условной зоне в 50 км, где цены на доставку в 2-3 раза выше средних по стране.

Это мы наблюдаем по опыту работы наших магазинов в Николаеве, Херсоне, Краматорске, Константиновке, Покровске, Мирнограде. До войны в этих городах проживало примерно один миллион человек. Каждый день мы подвозили туда в среднем 30 тонн продуктов. Сейчас это где-то 20 тонн.

Все же падение не такое критическое, как ожидалось. Магазины в вышеупомянутых городах ежемесячно посещают более 200 тысяч покупателей. Одной из причин является то, что часть людей вернулась в свои дома. Также магазины в прифронтовых регионах часто посещают военнослужащие.

Организация стабильной логистики

Три основных шага для организации стабильной логистики в прифронтовые города.

1) Привлечение собственного штата водителей и авто. Из-за постоянного риска попасть под обстрелы крупные сетевые логистические игроки либо покинули регион, либо подняли цены, включив в них потенциальные риски. Есть еще небольшие локальные игроки, но из-за проблем масштабирования мы редко пользуемся их услугами. Да и в таких условиях очень важна надежность, что и лучше всего обеспечивает собственный штат.

Это также позволяет помогать местным жителям и бизнесу на обратном пути, например доставлять личные вещи при эвакуации или проводить релокацию небольших производств.

2) Изменение гендерного состава. Ритейлер начал привлекать все больше женщин к работе в логистических центрах, складах, водителями и тому подобное. Война вызвала дефицит рабочей силы во многих сферах, поэтому гибкость в этом вопросе позволяет оперативно закрывать те потребности.

3) Децентрализация принятия решений. Для стабильной логистики на территориях, близких к линии фронта, важно организовать все процессы так, чтобы даже внештатные ситуации не могли критически повлиять на процесс. Человек может переехать, пойти защищать страну, выбрать другую работу, не быть на связи из-за обстрелов и тому подобное. В таких моментах важно, чтобы его функции могли оперативно перехватить. Поэтому мы стараемся максимально зафиксировать и формализовать все процессы, чтобы при смене исполнителя его работу мог сделать другой работник.

ИсточникUCSC

 

К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка