Cyber Day объединил тысячи геймеров: в столице состоялся масштабный киберспортивный ивент (+фото)
19.10.2022 09:00С началом войны на рынке товаров для животных произошли большие изменения. Впервые за почти 30 лет продажи упали, но увеличивается доля украинских товаров. Как война изменила рынок товаров для домашних любимцев – в интервью изданию НВ рассказала основательница сети MasterZoo Полина Кошарная. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами материала.
Полномасштабное российское вторжение, начавшееся 24 февраля, сказалось не только на людях. Пострадали тысячи животных, в том числе домашние питомцы, которые в лучшем случае были вынуждены сопровождать своих хозяев в дальней поездке.
Поэтому рынок товаров для животных претерпел колоссальные изменения: от перепадов в спросе до разрушения магазинов и остановки поставок. О том, что происходило в этом сегменте украинской экономики до начала войны и за последние семь месяцев, портал НВ Бизнес пообщался с Полиной Кошарной. Она – совладелица и глава наблюдательного совета Suziria Company Group, основательница крупнейшей в Украине сети зоомаркетов MasterZoo. Эта группа компаний с головным офисом в Харькове занимается производством, импортом, дистрибуцией, розничной торговлей кормами и товарами для домашних любимцев. Поэтому ее руководство хорошо знакомо со всеми особенностями украинского зоорынка. В состав Suziria Company Group входят компании Suziria Production, Suziria Distribution и омниканальная сеть зоомагазинов MasterZoo. Среди собственных брендов компании: Priroda, ProVet, PET Fashion, Special One, Savory и Essence.
Как и многие другие предприниматели, мы радовались росту и развитию рынка. Это было связано не только с увеличением покупательной способности клиентов, но, что для нас очень важно, развитием культуры ухода за домашними питомцами. Ведь даже в прошлом году меньше четверти населения кормили своих питомцев готовыми кормами. И этот показатель рос.
Также стоит отметить, что карантин оказал большое влияние на количество домашних любимцев. Ведь сидя дома, нам очень хотелось о ком-то заботиться, кого-то приласкать, с кем-то гулять, иметь отдушину.
Еще одно очень важное влияние на рынок – так называемые гуманизация и персонализация. Владельцев животных сейчас называют pet parents – родители животных. Любимец сегодня – это часть семьи. Следовательно, к нему так относятся.
В прошлом году украинский рынок кормов и аксессуаров для домашних животных пересек отметку в 20 млрд грн. Рынок, по оценкам, делится 75% на 25%. 75% — это корма и лакомство для животных, а 25% — некормовая группа, включающая наполнители, ветпрепараты и аксессуары.
Около трети — украинские производители, в Украине несколько мощных компаний, в частности, наше производство. Остальные — импорт, в котором доминируют крупные международные игроки.
Исторически большую часть экспорта занимали Беларусь и Молдова, хорошо знавшие продукцию украинских производителей. Но постепенно и у нас, и у других экспортеров возникало понимание требований европейского потребителя. Украинские компании появились на карте Европы. А некоторые даже вышли на рынок США и Азии.
Первый этап для многих производителей, в том числе и для нас: это работа с private label. Когда существующие европейские бренды доверяют украинским компаниям производство своего продукта и, наоборот, сильные украинские бренды размещаются на площадках европейских производителей.
Именно так наша компания приступила к сотрудничеству с известными польскими и испанскими компаниями. Мы производим сертифицированную продукцию для птиц и грызунов для нескольких известных брендов. И это не только private label сетей супермаркетов. В Европе доля супермаркетов составляет около 45% рынка. Остальные – это сети зоомагазинов, которые могут позволить себе собственные бренды.
В Украине, по нашим оценкам, распределение рынка в довоенный период: 50% – это товары гроссеры и модерн-трейд, 10% – онлайн-торговля и 40% – специализированная розница (зоомагазины и ветаптеки).
В первые дни и недели войны сильно отличалась динамика спроса в кормах и аксессуарах. По кормам был большой рост. У владельцев животных не было больших запасов, а им нужно было перемещаться. Люди столкнулись с огромным дефицитом: магазины имели ограниченные остатки, а поставщики в центральных и восточных регионах не имели доступа к своим складам. И не могли обеспечить логистику, потому что вся страна остановилась.
Мы открыли свои склады на вторую неделю для волонтеров, готовых приезжать, забирать корма и развозить бомбоубежищами и метро — там была локальная концентрация людей. Наш основной склад находится и продолжает функционировать по мере возможностей в Харькове. В Киеве такое же происходило. Наша команда проделала большую работу, и вместе с поставщиками мы возобновили поставки в сегменте корма примерно на третьей неделе.
В то время был безумный спрос на сумки-переноски, но их просто не было. Также был повышен спрос на наполнители и пеленки для транспортировки маленьких собак. Этого не было физически.
На аксессуары не было спроса и они не импортировались, потому что их не было в списке критического импорта. И через месяц-два, когда люди смогли стабилизировать свой быт, они просто не могли найти знакомых товаров.