Юлия Томусяк, основательница Famo: Уровень заработных плат в апреле возобновили до довоенного уровня
Основательница сети магазинов Famo о новом формате развития сети, изменения спроса на товары не первой необходимости, увеличение закупочных цен и о то, как компания продолжает работать во время войны.
Famo – молодой украинский бренд аксессуаров и базовой одежды, который за несколько лет с онлайн-торговли вышел в офлайн, и уже насчитывает более 30 магазинов в разных регионах Украины. Как меняется деятельность ритейлера во время войны и по каким принципам он сейчас работает, RAU рассказала основательница Famo Юлия Томусяк.
— Какие изменения претерпел ваш бизнес за месяцы войны?
— Нам повезло с расположением офиса и склада — мы из города Хмельницкого, поэтому, по большому счету, релокаций мы избежали, все осталось на своих предыдущих местах. Мы смогли быстро возобновить работу – уже с 1 марта у нас работали некоторые магазины. У нас просто не было выбора – обязательства по заработным платам и перед поставщиками. Клиенты благодарили. Большинство гостей было из других городов (не могу до сих пор говорить «беженцы» и «переселенцы»). Они покинули свои дома только с необходимыми вещами, поэтому были рады возможности что-нибудь докупить. Девочки в магазинах работали как психологи – слушали истории, поддерживали.
— Удалось ли сохранить все магазины или часть в результате военных действий пострадала?
— Работает 21 магазин из 33. Полностью сгорел магазин в ТРЦ Fabrika, частично имели разрушения магазины в ТРЦ Nikolsky, Retroville, ТРЦ Караван в Харькове. С начала войны открыли новые магазины в Каменце-Подольском и Ужгороде. Команда, мебель есть, пробуем новый для себя формат – street. Пока есть хорошие результаты работы этих магазинов.
— Как изменился спрос на товары в вашей сети?
— Аксессуары — не товары первой необходимости, также под вопросом наш летний сезон. Кому нужны купальники, шляпки от солнца? Мы прилагаем базовый ассортимент одежды, чтобы удовлетворить потребности клиентов и увеличить продажи. Принцип работы сейчас: «Работаем. Тихо – это уже хорошо». Наш бокал всегда полуполный, благодаря ВСУ и всем, кто защищает нашу страну.
— Как происходит сотрудничество с поставщиками? Какую примерно долю ассортимента пришлось сократить или изменить?
— Имеем большие задержки со снабжением морем – ожидаем товары, отправленные еще в январе месяце. Все поставщики перешли на предоплату, конечно, растут закупочные цены, некоторые позиции до 30% роста. Это очень усложняет работу.
— Как решаете вопросы с логистикой?
— Благодаря Новая почта, мы практически не почувствовали никаких изменений. В первые недели были сбои, но это все ясно. Интересный факт, несколько дней назад получили возвращение из оккупированного Херсона – посылки от 22-23 февраля, не успевшие доехать на магазин. Также недавно девочка из Херсона сообщила, что получила посылку, которую заказала 23 февраля. Плакала от счастья, это упоминание о прошлой мирной жизни.
— Какие меры вы предпринимаете, чтобы сеть продолжала работать?
— Полностью просматриваем текущие расходы — от закупки канцелярии до изготовления бирок. Транспорт, отопление, все статьи расходов были пересмотрены. Но, например, уровень зп в апреле восстановили до довоенного уровня — единственное, о чем действительно стоило беспокоиться.
— Удалось ли сохранить всю команду?
— К сожалению, часть работников пришлось уволить. Это несколько должностей в офисе, немного больше – на складе и приеме товара, ведь значительно сократилось количество магазинов. В целом мы потеряли треть работников – из-за закрытия магазинов. Поддерживаем с ними связь, ждем возвращения каждого, когда будет возможно возобновление работы.
— Как организовали работу по обеспечению безопасности работников?
— Наш офис в помещении бывшего топового банка. Есть здесь бомбоубежище со стенами и потолком толщиной более 6 метров. В целом все работники соблюдают правила безопасного пребывания во время воздушных тревог. Все украинцы сейчас очень осознаны, это радует.
— Работает ли онлайн-направление и по какому принципу?
— Онлайн-магазин работает в целом на уровне прошлого года. К середине марта было огромное падение, ожидаемое. У нас популярен самовывоз – клиент делает заказ на сайте, а получает внашем магазине. Так клиенты экономят на доставке и, конечно, могут отказаться, или выбрать что-то из доступного ассортимента в магазине.
— Есть ли у вас какие-либо проблемные вопросы с арендодателями?
— Не имеем четкого механизма работы с ТРЦ, которые закрыты на неизвестный срок, повреждены, или не понятно, когда смогут возобновить работу. Но, в большинстве, хочется поблагодарить за партнерство, что смогли восстановить работу и предоставлять лояльные условия работы для нас.
— С какими трудностями сейчас сталкиваетесь и какие пути их преодоления?
— Все трудности, которые мы имеем – это совершенно неважно. Все магазины восстановятся, отстроятся. Мы ждем победы, волнуемся за каждого воина. Наша цель – удержать рабочие места, платить налоги. Проблемы с доставкой в Украину в том, что мы ждем не наши товары, а тяжелое вооружение для наших бойцов.
— Поделитесь опытом волонтерской деятельности вашей сети.
— Среди наших партнеров компьютера сеть, поэтому мы закупали компьютерную технику первой необходимости для центров переселенцев: ноутбуки, системы видеонаблюдения, павербанки и прочее. Одно время процент от реализаций ежедневно перечисляли на ВСУ. Конечно помогали одеждой, носками убежищ в Хмельницком, во Львове. Передавали яркие носки для терробороны в Киев.
К сожалению, аксессуары, это не те товары, в которых остро нуждаются переселенцы, но недавно передали в дом для людей с психическими расстройствами именно такие мелочи — просто чтобы порадовать каждую женщину, которая, как дети, радуются такому вниманию. В целом, за период войны мы оказали пособия на сумму более 600 000 грн. Сюда тоже входит помощь нашим девочкам. Также горжусь тем, что очень быстро закрыли все обязательства перед поставщиками, ведь у них свои семьи, нужды, многие были в городах, пострадавших от войны.
Читайте также