Руслан Шостак, EVA и Varus: Мы будем работать в Херсоне до работы последнего украинского банка или соответствующего решения правительства по этому вопросу

Руслан Шостак, EVA и Varus: Мы будем работать в Херсоне до работы последнего украинского банка или соответствующего решения правительства по этому вопросу

12.05.2022 08:45
  850
rau

Совладелец сетей EVA и Varus о потерях сетей, сотрудничестве с другими ритейлерами, перестройке логистических цепочек и команде.

Владелец ведущего украинского ритейлера в сегменте drogerie EVA и сети продуктовых супермаркетов Varus – днепровский бизнесмен Руслан Шостак – дал эксклюзивное интервью агентству «Интерфакс-Украина».

О разрушенных планах и возобновлении работы сети

На 24 февраля сеть EVA насчитывала 1119 магазинов, Varus – 116. Последняя была представлена ​​на востоке страны и в Киеве, EVA – во всех регионах. Были большие планы экспансии: мы должны открыть были около 50-60 Varus и 150 — EVA до конца 2022 года.

В настоящее время работает около 900 магазинов EVA (909 на 4 мая) и 97 магазинов Varus. Каждый день, одновременно с фронтовой сводкой, мы получаем информацию об открытых магазинах. Цифры меняются каждый день. Около 200 магазинов EVA – в стадии заморозки. Какие-то не работают, потому что близко боевые действия, и мы ежедневно решаем, открыть или нет, ведь для нас главное – безопасность работников и потребителей.

О поврежденных и разрушенных магазинах

162 торговых точки EVA получили значительные повреждения в результате боевых действий в период с 24 февраля по 23 апреля. Некоторые из магазинов находятся в зоне оккупации, они не работают, их – около 100 (98 на 4 мая).

У Varus разрушенных магазинов нет, но есть один неработающий на оккупированной территории – в Энергодаре. Также временно закрыты супермаркеты в Донецком регионе из-за эвакуации персонала, и магазины формата To Go, который сейчас не ко времени.

О работе в Херсоне

Мы будем работать в Херсоне, пока там есть возможность инкассации и отправки на неоккупированную территорию средств, то есть — к работе последнего украинского банка или к соответствующему решению правительства по этому вопросу.

Эта острая дискуссия, которая ведется ритейлерами еще со времен аннексии Крыма, когда правительство не приняло конструктивных решений, не дало бизнесу рекомендаций, как себя вести. Мы приняли решение о закрытии своей сети на полуострове. Для нас неприемлема сама постановка вопроса о сотрудничестве с оккупационными властями.

Есть ситуация, когда к нам приходят окупанты, отбирают ключи и предлагают варианты – открыться на их правилах или конфискация. Их главная задача – заставить работать, но наша принципиальная позиция – мы не идем на согласие с колаборантами.

О складах

Розничные сети – это инфраструктурный стратегический бизнес. Наша главная задача – обеспечить население едой и гигиеническими товарами там, где это возможно, с соблюдением мер безопасности для наших сотрудников. Вторая задача – работать на победу, как и все украинцы. Именно так мы мотивируем нашу команду.

В Киеве одновременно был нанесен ракетный удар по логистическим составам Varus, АТБ и Сільпо. Задачей оккупанта было создать гуманитарную катастрофу в столице. АТБ и Сільпо лишились складов. Мы потеряли холодильный комплекс в Броварах, где находились молочные и замороженные продукты. Конечно, речь идет о сотнях миллионов гривен ущерба. Но главное, что благодаря нашим логистам и коллегам по рынку нам удалось быстро переориентироваться, и окупанты не достигли своей цели.

О сотрудничестве с другими сетями

То, что в Украине не наступил гуманитарный коллапс, является следствием героической работы всей отрасли. У нас дружеское взаимодействие с топ-менеджментом всех сетей. К примеру, был кейс из Novus – у нас не было доступа к составам, где находилось несколько десятков позиций, а у них был. Мы предоставили добро, чтобы Novus оперировал этими товарами. К счастью, ситуация поправилась. Но главное, что мы буквально через несколько часов смогли договориться, найти решение. Такая же тесная связь и с руководством АТБ и другими. Сейчас вообще речь не идет о конкуренции розничных сетей, речь — о взаимодействии и помощи.

О значительных потерях

Кроме Броваров, в Днепре в результате ракетного удара уничтожен наш склад оборудования площадью 7000 кв. м. Это под 100 млн грн ущерба за оборудование плюс само здание.

Наши эксперты и юристы сейчас работают над оценкой и формированием запроса. Речь идет о сотнях миллионов – это и уничтоженные магазины, и насильственно отобранные на оккупированных территориях, и разграбленный товар.

О перестройке логистических цепочек

Все логистические цепочки были сломаны в первые дни оккупации. Но у нас есть сильная команда и мощная сеть, которую удалось довольно быстро переформатировать. У EVA, например, очень велика доля импорта, и значительная его часть доставлялась морем. После закрытия черноморских портов мы начали получать товары по суше. Некоторые иностранные поставщики вели себя не очень корректно: подняли цены или даже отказывались поставлять продукцию в Украину, начали изменять условия и контракты. Отказывались проводить маркетинговые акции.

Если коротко, то были некоторые сложности в начале войны, но сейчас ситуация относительно стабилизировалась, и цены на товары, и объем поставок – благодаря профессионализму и упорству команды все восстановлено. Даже частично вернулись маркетинговые акции.

Наша задача – обеспечивать нормальную жизнь, и мы с ней справились. У EVA и Varus отличный ассортимент – для военного времени. Особенно в условиях, когда есть ограничения по импорту и пострадали многие отечественные производители, некоторые из них расположены на оккупированной территории или в зоне активных боевых действий.

Об изменениях судьбы экспорта

В целом, доля отечественной продукции возросла. Хотя сейчас мы видим, что благодаря критическому импорту и простым процедурам ввоза доля иностранных товаров увеличивается в продуктовом сегменте. Я являюсь сторонником ограничения импорта, пусть и в ручном режиме. В продуктовом комитете Верховной Рады поднимался вопрос, например, о включении в список критического импорта пива. Мы – против. Критический импорт должен включать только те продукты, которые являются дефицитом. А то же пиво лучше закупать крафт и отечественное, его более чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности, особенно при условии сухого закона на некоторых территориях.

О расширении сети

Мы не ставим сейчас задачи экспансии. С 24 февраля EVA открыла три магазина – в Белой Церкви (Киевская обл.), Кицмани (Черновицкая обл.) и Львове. Они были практически полностью готовы еще до войны. Остальные планы пока заморожены до конца военных действий.

Хочу подчеркнуть: с конца февраля изменились все процессы – от найма на работу до логистики, изменились партнеры и поставщики находящихся в EVA, что на Varus. Мы должны стабилизировать ситуацию, чтобы при новых условиях снова сделать бизнес эффективным.

Об изменениях логистических мощностей

Наши разбомбленные холодильные склады мы перевели в холодильники в Киевском регионе. Большой склад EVA в Броварах (общая площадь 40 000 кв. м, около 36 000 кв. м арендной) нам пришлось вывозить. Он был размещён в зоне боевых действий, почти в оккупации. Но дополнительных площадей мы не принимали. У нас разветвленная логистическая сеть – распределительный буферный центр в Польше плюс распределительные центры в Днепре, Киеве (Бровары), Одессе и Львове, и эта сеть выдержала нагрузку и изменение логистических цепочек.

Все морские грузы идут через Румынию, что привело к некоторым задержкам. Еще были сложности с доставкой по Украине, когда автомобиль из Днепра добирался до Львова трое суток из-за блокпоста. Правительство скорректировало некоторые процедуры, и сейчас автомобиль из Киева во Львов или Днепр успевает за сутки.

Мы всегда говорили команде, что живем в мире перемен. Конечно, мы не ожидали таких изменений, которые принесла война, но наша команда продемонстрировала способность быстро находить решение.

Об онлайн-направлениях сетей

У нас большие склады e-com-направления во Львове и Броварах. В первый месяц войны, когда происходили боевые действия возле Киева, мы закрыли наш большой склад в Броварах, который в том числе обслуживал онлайн, а товар перевезли во Львов. Проблемы были значительны, но за месяц женщин удалось стабилизировать ситуацию, онлайн-направление работает и составляет 6% от объема офлайн.

Нашей целью было разрабатывать и отправлять заказы в сутки. Это сложно, но мы выполняем все заказы. Наш средний чек вырос на 150% по сравнению с довоенным временем.

О команде

У нас работало 35 000 сотрудников, сейчас в штате – около 30 000. Мы ставим целью максимально поддержать каждого работника.

Наш офисный персонал мобильный и работает удаленно. Относительно персонала в магазинах, мы предлагали людям покинуть такие регионы, как Киев и восток. Часть осталась. Отдельно решались вопросы релокации персонала из таких опасных мест, как Мариуполь. В общем, помогаем в трудоустройстве нашим сотрудникам, которые переехали на запад Украины. Оборудовали на наших складах хостелы, где размещали на первое время семьи сотрудников, помогали снимать жилье. В то же время, тем, кто выбрал выезд за границу, ничем помочь не могли.

Считаю нашей главной задачей возобновить работу закрытых объектов. 30 000 сотрудников – большая социальная ответственность. Нужно дать людям возможность зарабатывать и платить своевременно зарплату – это мы и делаем.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка