Алексей Зозуля, Фокстрот: Есть уверенность в том, что будет завтра
Декабрь 2022 года, 300-й день войны. Алексей Зозуля, СЕО сети Фокстрот, по приглашению команды волонтерского проекта Dattalion, выступил в качестве свидетеля, поделившись известными и ранее неозвученными фактами о потерях от российского вторжения и рецептом восстановления бизнеса.
Публикуем ключевые тезисы интервью, опубликованного на сайте Dattalion в марте 2023 года.
Прогнозы и реальность войны
За месяц до полномасштабного вторжения мы согласовали план действий по экстренной ситуации. Во внутренней коммуникации максимально избегали слово «война», потому что никто не мог представить, что это возможно в 21 веке. В определенных моментах этот план был оптимистичным, а кое в чем – пессимистическим, поскольку спрогнозировать объемы и все сценарии было невозможно. С действенных шагов – мы успели заранее эвакуировать из восточных магазинов часть товарно-материальных ценностей в центральные и западные регионы и несколько ограничить поставки товаров. С другой стороны, этого было недостаточно, потому что характер и масштаб войны был не таким, как мы это себе представляли.
Самая значительная потеря в первый же месяц войны – центральный склад, оказавшийся в эпицентре боевых действий за Гостомель. Он полностью сгорел из-за попадания туда вражеских ракет. Ущерб только в товаре составил 650 млн грн. Это был первый ощутимый для локальной экономики фактор, изменивший нашу работу на ближайшие полгода.
Задача – выстоять и продолжить бизнес
Когда мы поняли, что склада больше нет, проанализировали, что у нас есть. Это, прежде всего, наш основной актив – клиенты и магазины, которые не пострадали от действий оккупантов и имели возможность продолжать работать в более безопасных регионах. Нулевая задача, которая стояла перед нами: дать персоналу возможность обезопасить себя, свои семьи, решить личные вопросы. А потом мы пригласили их к эвакуации товара из тех прифронтовых регионов, где это было еще возможно. В результате мы закрыли 100 магазинов, открыли 60. Это был управляемый, хоть и не идеально построенный процесс. Но это сработало, чтобы выстоять и продолжить бизнес.
О феномене Херсона
Ряд наших магазинов, оказавшихся на временно оккупированных территориях уже в первые недели войны, пострадал от действий оккупантов и мародеров – были уничтожены, ограблены или всё вместе (это «Фокстроты» в Мариуполе, Мелитополе, ТРЦ Fabrika в Херсоне). По другим, которые попали под оккупацию, была принята четкая позиция, согласованная с акционерами, что мы ни в коем случае не идем на сотрудничество с оккупационными властями, перерегистрацию, торговлю «негривнями».
Однако один-единственный магазин, расположенный на временно оккупированной территории, продолжал работать. И это наш второй Фокстрот в центре оккупированного Херсона. По какому-то странному стечению обстоятельств, в этот магазин, размещающийся на центральной площади, где была администрация и проходили антироссийские митинги, ни разу не приходили россияне. Поэтому он торговал, пока была возможность и товар, который мы распродавали по «бросовым» ценам. В то же время, с вопросом про сотрудничество к нам приходили местные коллаборанты в Каховке, Энергодаре, и после отказа на следующий же день они выгнали наших людей из магазина и опечатали его. О дальнейшей судьбе товара мы можем догадываться.
Компенсация потерь
Если будет разработан четкий государственный механизм компенсации и мы каким-то образом получим эти средства, это будет приятным бонусом. Но скажу откровенно, если бы мы с начала войны полагались только на чью-либо помощь, мы бы здесь не сидели. Мы поняли, что это дело наших рук, ресурсов и энергии.
Именно поэтому первое, что мы сделали, когда получили известие о первых потерях, начали это фиксировать и документировать. У нас работала группа юристов и финансистов, которая передавала свои наработки в соответствующие инстанции. Для себя мы решили, что, если даже это не сработает, у нас будет детальный отчет. А если сработает, значит мы молодцы.
Экстраординарное решение СЕО за время войны
Их было несколько, и они были подчинены одному мега-решению – желанию выжить. Соответственно, мы приняли достаточно жесткую бизнес-модель на следующие месяцы 2022 года. В ее рамках были решения, связанные с расходами и вынужденной необходимостью закрывать магазины. Это противоестественный шаг для коммерсанта, но мы понимали, что только так сможем правильно организовать денежные потоки. И мы довольны результатом, поскольку теперь уверены в том, что будет завтра.
Мы знаем, как работать в военных условиях, как защитить себя и своих покупателей, как реагировать на изменения конъюнктуры, как работать без света, связи, электричества. И мы видим, что и люди, и бизнес могут быть очень адаптивными. Эта гибкость дала возможность пройти нашей стране этот сверхсложный путь с начала февраля до этого момента.
Мы научились многим вещам, которые три года назад воспринимались, как фантастика. Когда их же мы внедряли год назад, это казалось интересным, современным и не очень практичным. Но, анализируя эти вещи сегодня, мы отдаем себе отчет, что каждые новации точно окупаются и всегда надо думать над тем, что же еще сделать. Потому что всегда хоть и самая маленькая, но вероятность того, что именно этот сценарий сработает и он будет базовым.
Справка. Dattalion – украинский батальон данных – это проект, основанный на второй день после полномасштабного вторжения и управляемый украинскими женщинами при поддержке международных волонтеров, воюющих на информационном фронте войны россии против Украины. Сайт DATTALION является ныне самой бесплатной, независимой агрегированной базой фото- и видеоматериалов войны, что является прямым подтверждением военных преступлений России.
Миссия DATTALION — помочь Украине победить врага, раскрывая правду о российских зверствах и геноциде украинцев, и объясняя миру, что Украине нужно для победы и восстановления. В том числе – зафиксировать убытки украинского бизнеса – корпораций и компаний, пострадавших в результате рашистских обстрелов или во временной оккупации.