
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Декабрь 2022 года, 300-й день войны. Алексей Зозуля, СЕО сети Фокстрот, по приглашению команды волонтерского проекта Dattalion, выступил в качестве свидетеля, поделившись известными и ранее неозвученными фактами о потерях от российского вторжения и рецептом восстановления бизнеса.
Публикуем ключевые тезисы интервью, опубликованного на сайте Dattalion в марте 2023 года.
За месяц до полномасштабного вторжения мы согласовали план действий по экстренной ситуации. Во внутренней коммуникации максимально избегали слово «война», потому что никто не мог представить, что это возможно в 21 веке. В определенных моментах этот план был оптимистичным, а кое в чем – пессимистическим, поскольку спрогнозировать объемы и все сценарии было невозможно. С действенных шагов – мы успели заранее эвакуировать из восточных магазинов часть товарно-материальных ценностей в центральные и западные регионы и несколько ограничить поставки товаров. С другой стороны, этого было недостаточно, потому что характер и масштаб войны был не таким, как мы это себе представляли.
Самая значительная потеря в первый же месяц войны – центральный склад, оказавшийся в эпицентре боевых действий за Гостомель. Он полностью сгорел из-за попадания туда вражеских ракет. Ущерб только в товаре составил 650 млн грн. Это был первый ощутимый для локальной экономики фактор, изменивший нашу работу на ближайшие полгода.
Когда мы поняли, что склада больше нет, проанализировали, что у нас есть. Это, прежде всего, наш основной актив – клиенты и магазины, которые не пострадали от действий оккупантов и имели возможность продолжать работать в более безопасных регионах. Нулевая задача, которая стояла перед нами: дать персоналу возможность обезопасить себя, свои семьи, решить личные вопросы. А потом мы пригласили их к эвакуации товара из тех прифронтовых регионов, где это было еще возможно. В результате мы закрыли 100 магазинов, открыли 60. Это был управляемый, хоть и не идеально построенный процесс. Но это сработало, чтобы выстоять и продолжить бизнес.
Ряд наших магазинов, оказавшихся на временно оккупированных территориях уже в первые недели войны, пострадал от действий оккупантов и мародеров – были уничтожены, ограблены или всё вместе (это «Фокстроты» в Мариуполе, Мелитополе, ТРЦ Fabrika в Херсоне). По другим, которые попали под оккупацию, была принята четкая позиция, согласованная с акционерами, что мы ни в коем случае не идем на сотрудничество с оккупационными властями, перерегистрацию, торговлю «негривнями».
Однако один-единственный магазин, расположенный на временно оккупированной территории, продолжал работать. И это наш второй Фокстрот в центре оккупированного Херсона. По какому-то странному стечению обстоятельств, в этот магазин, размещающийся на центральной площади, где была администрация и проходили антироссийские митинги, ни разу не приходили россияне. Поэтому он торговал, пока была возможность и товар, который мы распродавали по «бросовым» ценам. В то же время, с вопросом про сотрудничество к нам приходили местные коллаборанты в Каховке, Энергодаре, и после отказа на следующий же день они выгнали наших людей из магазина и опечатали его. О дальнейшей судьбе товара мы можем догадываться.
Если будет разработан четкий государственный механизм компенсации и мы каким-то образом получим эти средства, это будет приятным бонусом. Но скажу откровенно, если бы мы с начала войны полагались только на чью-либо помощь, мы бы здесь не сидели. Мы поняли, что это дело наших рук, ресурсов и энергии.
Именно поэтому первое, что мы сделали, когда получили известие о первых потерях, начали это фиксировать и документировать. У нас работала группа юристов и финансистов, которая передавала свои наработки в соответствующие инстанции. Для себя мы решили, что, если даже это не сработает, у нас будет детальный отчет. А если сработает, значит мы молодцы.
Их было несколько, и они были подчинены одному мега-решению – желанию выжить. Соответственно, мы приняли достаточно жесткую бизнес-модель на следующие месяцы 2022 года. В ее рамках были решения, связанные с расходами и вынужденной необходимостью закрывать магазины. Это противоестественный шаг для коммерсанта, но мы понимали, что только так сможем правильно организовать денежные потоки. И мы довольны результатом, поскольку теперь уверены в том, что будет завтра.
Мы знаем, как работать в военных условиях, как защитить себя и своих покупателей, как реагировать на изменения конъюнктуры, как работать без света, связи, электричества. И мы видим, что и люди, и бизнес могут быть очень адаптивными. Эта гибкость дала возможность пройти нашей стране этот сверхсложный путь с начала февраля до этого момента.
Мы научились многим вещам, которые три года назад воспринимались, как фантастика. Когда их же мы внедряли год назад, это казалось интересным, современным и не очень практичным. Но, анализируя эти вещи сегодня, мы отдаем себе отчет, что каждые новации точно окупаются и всегда надо думать над тем, что же еще сделать. Потому что всегда хоть и самая маленькая, но вероятность того, что именно этот сценарий сработает и он будет базовым.
Справка. Dattalion – украинский батальон данных – это проект, основанный на второй день после полномасштабного вторжения и управляемый украинскими женщинами при поддержке международных волонтеров, воюющих на информационном фронте войны россии против Украины. Сайт DATTALION является ныне самой бесплатной, независимой агрегированной базой фото- и видеоматериалов войны, что является прямым подтверждением военных преступлений России.
Миссия DATTALION — помочь Украине победить врага, раскрывая правду о российских зверствах и геноциде украинцев, и объясняя миру, что Украине нужно для победы и восстановления. В том числе – зафиксировать убытки украинского бизнеса – корпораций и компаний, пострадавших в результате рашистских обстрелов или во временной оккупации.