Алексей Панасенко, Novus: Как сеть работает без брендов Чумак, Sandora и херсонских арбузов

Алексей Панасенко, Novus: Как сеть работает без брендов Чумак, Sandora и херсонских арбузов

19.07.2022 09:00
  1059
Дарія Осіїк

О том, как с начала войны действовали крупные сети супермаркетов, как изменилась их работа теперь, какие потери понесла компания, как восстанавливается на декупированных территориях и чем заменили товары производителей, рассказал операционный директор Novus Алексей Панасенко.

Об изменениях работы сети Novus после 24 февраля

В первые дни и недели полномасштабной войны украинци штурмовали магазины, скупая все продукты длительного хранения: крупы, консервы, печенье. Большинство готовы были переплачивать вдвое, чтобы иметь запас продуктов.

Наполнять полки товарами было крайне трудно – рашисты разрушали склады, поставщики либо не имели физической возможности довезти груз до пункта назначения, либо перестраховывались и не рисковали ехать туда, где горячо.

Работа сети претерпевала оперативные изменения уже несколько раз за последние пару лет. В последнее время работаем в условиях неопределенности. Covid-19 нас к этому немного подготовил. Мы научились быстро реагировать и принимать решения, но по сути с 24 февраля пришлось еще больше ускориться.

Первая неделя полномасштабной войны стала началом коренных изменений. Когда все остановилось, основной задачей стало просто открыть магазин и обслужить клиентов. Их было много, покупали все, что было на полках, особенно продукты длительного хранения: консервы, крупы, бакалею. В то же время были объективные проблемы с персоналом, потому что часть наших сотрудников эвакуировались, выезжали из Киева и области, соответственно нашей миссией было максимально быстро обеспечивать работоспособность магазина и продавать людям то, что им нужно.

Ведь дефицит привычных продуктов провоцировал дополнительные панические настроения. Мы делали все, чтобы это предотвратить.

Также ряд магазинов оказались в зоне боевых действий с первых дней войны, там приоритетом было сохранение жизни людей. То есть иногда даже не пускать их в магазин, на работу. Кроме того, нам предстояло решить, что делать с товаром. Часть товара мы просто раздавали людям: Новые Петровцы, Ирпень, Буча. Мы приняли решение все скоропортящиеся продукты, вынести и раздать жителям городов и поселков. Ну а дальше сохранение магазинов было уже волей случая. Некоторые, к сожалению, отмечали значительные повреждения.

О магазинах сети, оказавшихся на временно оккупированных территориях

Здесь нам, наверное, легче, чем многим коллегам, потому что с самого начала Novus сосредоточил свое развитие в Киеве и Киевской области, поэтому большинство магазинов находилось именно здесь. У нас нет магазинов на юге или на востоке, но есть магазины в Буче и в Ирпене, и они пострадали от оккупации.

Наиболее сильно пострадали магазины в Буче, в один из них было прямое попадание реактивного снаряда в крышу здания. Его повреждения достаточно значительны, придется практически полностью разбирать и восстанавливать заново, оставив только каркас. Пострадал и второй наш магазин в Буче. Он конструктивно уцелел, но у него тоже есть повреждение.

Два из трех магазинов в Ирпене мы уже запустили. К счастью, наш крупнейший магазин в Ирпене, который находится в самом центре, был на территории, подконтрольной украинским войскам. Да, она не работала в период активных боевых действий, но свою роль в обеспечении продуктами питания жителей продолжала выполнять. В ней пекли хлеб, который раздавали людям, отдавали продукты, как могли, поддерживали оставшихся в Ирпене жителей и обеспечивали им возможность питаться. Остальные магазины повезло меньше, но один из них мы уже восстановили и запустили, и сейчас работаем над восстановлением следующего.

О выехавших работниках и какие вакансии сложнее всего закрыть сейчас

Вакансий у нас сегодня практически нет, потому что у нас сократилась потребность в персонале. Мы отказались от некоторых функций производственных процессов. Сейчас возобновляем полноценное функционирование магазинов.

Я горжусь нашими сотрудниками. Несмотря на все, люди приходили на работу, обслуживали покупателей в самых сложных условиях. В первые недели войны многие приходили в магазин не только за покупками, а как в какой-то «островок стабильности». Они приходили и говорили: «О, вы работаете как классно – значит все хорошо». Это был, наверное, очень важный социальный фактор, возвращавший их в обычную жизнь.

Мы не сокращали зарплату персонала магазинов. Сократилось количество работников, примерно половина сотрудников уехали. Как я уже говорил, персонала нам понадобилось меньше. Люди в магазинах, безусловно, работали меньше времени и рабочий график магазинов был значительно сокращен, но при этом должностные оклады мы не уменьшали.

О перестройке складской системы через военные действия и повреждения

Один из наших складов был полностью уничтожен. Он был под Броварами. Это одна из наших самых больших потерь на уровне с потерей главного офиса в БЦ Retroville. Это был двойной удар, потому что мы потеряли склад и потеряли товар. Это произошло как раз в марте, и было очень трудно найти альтернативу, практически невозможно, потому что все склады были либо заняты, либо не работали. Мы фактически с нуля строили цепочку поставок быстропортящихся продуктов опять-таки, используя в качестве складов наши крупные магазины. Мы завозили в них товар, потом оттуда развозили его в более мелкие магазины. Параллельно искали новые складские помещения, открывали новые полноценные распределительные центры.

Это было не просто, поскольку современная торговля – довольно сложный инфраструктурный механизм, связанный и с IT-обеспечением. Цепочка поставок – это не только физическое движение товаров, это еще и его учет, объединить эти разные системы в одно целое тоже большой труд, который нужно было сделать в короткие сроки. Этот этап мы действительно продолжаем до сих пор, ищем различные варианты для оптимизации и улучшения.

О том, как война отразилась на логистике

Это болезненный вопрос. Нам пришлось практически с нуля строить новую логистику. Большинство поставщиков, которые были в Украине, и прежде всего в Киеве, приостановили свою работу, они имели не весь ассортимент товара, выставляли ограничения по поставкам товара. Даже если поставщик вез товар, он говорил, что везет его на какую-то одну точку выгрузки и не факт, что это будет один из наших супермаркетов. Машины поставщиков, например, отказывались переезжать по Днепру с левого берега на правый и наоборот.

Кроме того, мы вынуждены были делать часть закупок за границей, потому что некоторых товаров просто уже не было в Украине. В течение месяца мы наладили массовые поставки товаров из Европы, которые шли, в частности, в Тернополь, Ровно, затем в Киев.

О торговых марках, исчезнувших с полок магазинов, и какие бренды их заменили

Таких торговых марок много. Это не наше решение. Мы бы с удовольствием с ними продолжали работать, но нет возможности. Исчезла с полок торговая марка «Чумак» практически полностью, потому что заводы находятся на оккупированных территориях; нет поставок соков Sandora, потому что завод тоже находится в зоне боевых действий. Перебои со снабжением соков Одесского завода детского питания и Jaffa – здесь уже больше сложности с логистикой, вывозом товара. Были перебои со снабжением продукции PepsiCo, связанных с остановкой производства в Украине.

Продукты этих компаний мы заменяем импортной и отечественной продукцией не в полном ассортименте и объеме, но товар на полках появляется.

В замене этих торговых марок нет единого решения, все зависит от ситуации. К примеру, соусы от Чумак были одними из лидеров рынка и очень нравились нашим клиентам, но в Украине есть и другие производители. Если говорить о соках, то понятно, что Sandora и Одесский завод – это практически лидеры рынка и заменить их отечественной продукцией гораздо сложнее, поэтому сейчас мы активно ищем импортную продукцию, которая бы соответствовала и цене, и качеству тех товаров, поставки которых остановлены.

О спросе на импортную продукцию

В краткосрочной перспективе заменить их полноценно нет возможности, потому что все равно человеческие привычки и стереотипы меняются долго. Но это неизбежные обстоятельства. Могу сказать, довольно быстро снижается приверженность каким-то брендам, которые были до войны. В принципе, это тенденция многих последних лет и десятилетий, когда люди все менее привержены каким-либо традиционным брендам. Они готовы пробовать, готовы экспериментировать, каждый из разных причин: кто ищет выгодную цену, кто ищет сочетание цена-качество, кто просто любит открывать что-то новое. Подрастает новое поколение, менее зависимое от определенных брендов. Эта тенденция началась давно, не только у нас, но и на мировом рынке.

Для нас главная задача – чтобы в магазине был ассортимент, чтобы клиент не оказался в той ситуации, когда у него просто нет выбора: стоит один кетчуп, «бери и уходи, не нравится – не бери». Даже в сегодняшних условиях нужно дать людям возможность выбора.

О замещении овощей и фруктов

С овощами и фруктами все гораздо сложнее, но и в то же время гораздо проще, потому что есть сезонность. Сначала все овощи и фрукты, особенно фрукты, приезжают с юга: это Египет, Иран, потом – Турция, Греция… С юга на север по мере того, как созревают урожаи, начинаются поставки овощей и фруктов из других мест.

Сейчас, временно потеряв юг Украины, потеряв поставщиков и снабжение оттуда, мы продлили сезон импортных овощей и фруктов на наших полках. Именно из Херсонской и Николаевской области мы получали первую клубнику, первую молодую капусту и картофель. Если раньше молодая украинская капуста появлялась в магазинах уже в мае, то сейчас она появилась в июне. То же самое происходит с картофелем. Соответственно, еще в июне на полках была и греческая черешня, и турецкая, и, скорее всего, арбузы в этом году тоже преимущественно будут импортные: Румыния, Болгария – то есть страны, которые тоже производят много бахчевых и при этом имеют возможность их продавать другим странам.

Сейчас подошел сезон в центральной Украине, поэтому, конечно, уже на полках магазинов появляется украинская продукция. Черешню получают из Винницкой и Житомирской области, появляется молодой картофель из центральной Украины.

О логистике импортной продукции

Мы завозим всю продукцию автомобилями через западную границу – это единственно возможный путь поставки в Украину. Последствия всего этого, безусловно, – рост цен, потому что логистика подорожала в разы, сразу по нескольким причинам, наложившимся друг на друга. Выросли логистические затраты, путь для продуктов стал длиннее, топливо дороже – поэтому все это накладывается на стоимость продуктов. Сейчас логистическая составляющая иногда достигает 30% стоимости самого продукта. Опять же выросли сроки поставки, потому что еще в июне очереди на таможне для фур были 10-11 дней. В начале июля они уже сократились, но, по данным нашей логистики, средний срок ожидания таможни все равно составлял около четырех дней. В принципе, видимо, в ближайшее время он сильно не сократится, поскольку поток машин значительно вырос.

Итак, сейчас мы пытаемся решить две основные проблемы: перестройка логистики и схемы работы с учетом времени товара в пути и с учетом того, что транспортировка будет занимать 7-10 дней. Для быстропортящихся товаров, особенно для фруктов, это большая проблема: покупаешь товар одного качества, а получаешь совсем другого. Никто из производителей и поставщиков сегодня не готов гарантировать качество при неопределенности времени движения этого товара.

О списывании и выбрасывании товаров

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наши потери в этой категории выросли практически вдвое. Они выросли не в июне-июле, они начали расти уже с апреля-мая месяца. Те требования, которые мы вынуждены были придерживаться при поставке, когда некоторые поставщики отказывались ехать даже в Киев, то есть товар в дороге перегружался несколько раз и не всегда при этих перегрузках удавалось выдерживать нужную температуру. Срок поставки значительно возрос, поэтому мы получали очень много товара уже испорченным. И мы вынуждены были его списывать. В случае, когда было мало времени до истечения срока годности, приходилось снижать цену, продавать дешевле — за его фактическую себестоимость, потому что та цена, которая была бы честной и справедливой для товара первой свежести, уже не является хорошей ценой для того товара, который мы получали. Замечу, что мы не продаем товар ненадлежащего качества.

Об изменениях размера среднего чека

Сначала, в первые недели войны, средний чек значительно вырос, потому что люди закупали продукцию впрок. После этого вторая волна – это уже осознанные покупки, когда чек начал снижаться. Больших покупок не было, но при этом мы рассматриваем две составляющие: количество покупок приходящих к нам клиентов и величину самой покупки. Стало значительно снижаться количество чеков в магазине. Многие люди на тот момент уже уехали, а значит, объективно стало меньше покупателей. Кроме того, люди стали реже ходить в магазины, потому что ситуация не способствовала: все сидели в хранилищах, по домам. Каждый поход в магазины становился вызовом. Потому и значительно сократилось количество покупателей.

Сейчас, когда мы живем в относительно безопасных условиях, насколько они могут быть безопасны на войне, наступил этап переосмысления покупки клиентом. Это произошло где-то с середины мая.

То есть сейчас мы видим осмысленное потребление. Мы оцениваем падение количества чеков в 30% у нас в магазинах. Это означает, что треть покупателей мы на сегодняшний день потеряли.

Средний чек эти потери не компенсирует. Люди, во-первых, покупают товар по необходимости, и во-вторых, пытаются за тот же товар заплатить как можно меньше. Востребованный товар низкого ценового сегмента. Может, дешевые рис или гречка немного и хуже, но это все равно рис или гречка и свою основную функцию – быть питательными и утолить голод – они выполняют. Люди стали очень внимательны к цене, они покупают меньше, они покупают дешевле. Ну и из-за этого, несмотря на общий рост цен, который мы все констатируем, средний чек к прошлому году практически не изменился, он вырос буквально на несколько процентов. И он не компенсирует потери. Одним словом, клиент покупает меньше, чем в прошлом.

О продуктах, спрос на которые обрушился

В первую очередь это непродовольственные товары не первой необходимости. Люди сейчас максимально сосредоточены на покупках товаров, которые им нужны. Если говорить о продуктах, то покупатели отказываются от того, что для них сегодня не имеет какого-либо решающего значения. В первую очередь мы фиксируем падение продаж кондитерских изделий: разные торты, пирожные и т.д.

Как ни странно, мы не зафиксировали рост продаж алкогольных напитков – там ситуация стабильная и продажи не меняются. Несмотря на все опасения, люди больше пить не стали.

Наверное, больше всего просели товары высокого ценового сегмента. Просел сегмент рыбы, прежде всего, свежей. Цена сразу же изменилась на лосось, форель, речную рыбу – и поэтому там падение продаж достаточно значительно. В мясе снизились продажи говядины и баранины, то есть той продукции, которая не является первоочередной и покупается больше, чтобы побаловать себя. Растет спрос на курицу, свинину.

Многие категории мы потеряли просто из-за отсутствия ассортимента – те же соусы и кетчупы, сладкие напитки и напитки в целом.

Исходя из категорий повседневного спроса, несколько просели традиционные молочные изделия. Но мы находимся в Киеве, поэтому я оцениваю ситуацию исходя из местного рынка. Часто говорим о том, что люди возвращаются в Киев, но взрослые, очевидно, возвращаются быстрее детей.

Источник: Главком

Читайте также — 

Дмитрий Цыганков, Fozzy Group: Я не знаю, кого благодарить, что мы построили в прошлом году большой распределительный центр возле Львова


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка