
Novus расширяет сеть маркетов возле дома: открыт первый маркет в Вишневом


Международная исследовательская компания Nielsen презентовала первый масштабный отчет о рынке электронной коммерции в Украине и мире
Как показали результаты исследования «E-commerce Launch», примерно 63% украинцев пользуются интернетом (есть свежие данные, что уже 71% — прим. ред.). При этом на втором месте по количеству запросов в Google стоит слово «купить» и, как оказалось, каждый второй украинец хотя бы раз что-то покупал в интернете.
Среди всех активностей в сети шопинг находится на втором месте после игр, музыки и видео, с долей в 68%. В первую десятку также входят персональные продажи украинцами своих товаров и услуг. С этой целью в интернет заходят 23%. Эксперты Nielsen выделили четыре ключевых фактора, которые влияют на размер и скорость роста рынка электронной коммерции в той или иной стране.
Поведение украинских покупателей в сети следует мировым трендам. Они также ищут и покупают модные вещи, потребительскую электронику, скачивают музыку, компьютерные программы и приобретают билеты на концерты. Однако есть одно отличие. В топ-6 категорий, пользующихся наибольшим спросом в Украине, вошли товары для ухода. По словам коммерческого директора Nielsen Украина Снежаны Абдуллиной, украинки активно покупают и используют средства для ухода и красоты.
«Собственно, товары категории FMCG становятся сейчас новым полем битвы, где разворачиваться основная борьба за кошельки интернет-покупателей», — говорит Снежана. Согласно прогнозам аналитиков, средний ежегодный рост онлайн-продаж этих товаров в мире с 2016 по 2020 годы составит 22,2%. Что в пять раз больше, чем предполагаемый рост офлайн-торговли (4,2% в год) и мирового ВВП (3,9%). На развивающихся рынках доля онлайн-продаж увеличится к 2022 году в два раза за счет «перетекания» покупателей из традиционной розницы.
Только в разных регионах мира эта битва идет на разных уровнях. Так, если в странах Юго-Восточной Азии развитие e-commerce дошло уже до активного роста продаж свежих запакованных продуктов из супермаркета, то на развивающихся рынках Восточной Европы, в том числе и в Украине – это товары по уходу за собой. На втором месте товары для детей, а на третьем — товары для дома. Замыкают четверку самых популярных товаров FMCG в Украине и Восточной Европе корма для животных.
Отдельно стоит выделить товары рекордсмены по интернет-продажам в разных регионах мира. Например, в Южной Корее 80% памперсов продается через сеть, в Китае – 35% средств по уходу за кожей, 20% косметики в Великобритании, 16% корма для животных в Швеции и 14% товаров для здоровья.
«В целом украинский e-com развивается примерно такими же темпами как вся Европа. Сектор продтоваров занимает у нас 0,6% всей интернет-торговли, а непродовольственная группа FMCG – 1,7%. Для сравнения: в Германии эти же показатели на уровне 0,3% и 1,5%», – говорят в Nielsen Украина.
В то же время, в Украине совсем другие макроэкономические параметры, которые вместе с другими факторами влияют на возможности развития e-commerce и потенциальные объемы этого рынка. Исследователи выделили 10 драйверов роста рынка электронной коммерции сектора FMCG, разбитые на четыре ключевых группы параметров.
По словам Снежаны Абдуллиной, эксперты выделили такие основополагающие «группы влияния»:
Фундаментальные факторы показывают, есть ли в стране у населения деньги и может ли оно их тратить. Здесь Украине еще предстоит «поработать» над способностью населения делать покупки через интернет. Так, 94% взрослого населения страны должны иметь банковский счет (в реальности только 63%), количество интернет пользователей – не менее 80% (в реальности 71%), среди них пользователи смартфонов – не менее 67% (в реальности 51%).
Макропоказатели говорят о том, сколько потенциальных потребителей на этом рынке. Так, наиболее благоприятна для развития e-commerce плотность в 135 человек на квадратный километр. У нас этот показатель составляет около 77 чел/кв. км. Надежность почтовой связи также еще оставляет желать лучшего и только наша позиция в Doing business удовлетворяет критериям – быть выше 77 позиции (Украина на 71-м месте)
Социальные факторы показывают, насколько можно доверять источникам информации в интернете в конкретной стране. То есть, как местная интернет-среда влияет на развитие такого канала продаж как e-com. «Многие покупатели в Украине уже знают известные платформы, которые завоевали их доверие, поэтому с данным фактором у нас все хорошо», – поясняют в Nielsen.
Наконец, последний фактор показывает, насколько легко можно оплатить заказанный и доставленный товар. А также возможность прочитать честные отзывы и самое главное – быть уверенным в том, что твои персональные данные после покупки будут в безопасности.
Несмотря на низкий размер ВВП, низкий (хоть и демонстрирующий постепенный рост) уровень доходов населения, нехватку соответствующей интернет-инфраструктуры для активного развития интернет-продаж, в Украине присутствуют абсолютно готовые игроки рынка. «С этим можно всех нас поздравить. Осталось только развить инфраструктуру, чтобы потребитель мог найти и купить нужный товар, не боясь, что потеряет свои деньги», – говорит Снежана Абдуллина.
По мнению аналитиков, Украина пребывает в состоянии активного роста рынка e-com: ежегодно он увеличивается на 20-30%.
«Сейчас самое время вскочить в этот поезд, чтобы получить максимальную выгоду от растущего канала продаж. Для чего надо делать покупки в интернете еще более удобными и персонализировать свое предложение», – советуют в Nielsen.
Читайте также —
Топ-10 глобальных потребительских трендов 2019 года: исследование Euromonitor