![Сеть магазинов Metro хотят выкупить и вывести с фондовой биржи](https://rau.ua/wp-content/uploads/2024/02/metro_ua-400x210.jpg)
Сеть магазинов Metro хотят выкупить и вывести с фондовой биржи
![time icon](https://rau.ua/wp-content/themes/rau-theme/assets/clock1.png)
![](https://rau.ua/wp-content/themes/rau-theme/assets/eye.png)
Что мешает развитию e-commerce в Украине с точки зрения потребителя, и как можно ускорить прогресс этой сферы розничной торговли.
В рамках конференции Nielsen e—commerce Launch представители компании Nielsen презентовали масштабное исследование рынка электронной коммерции. Как показало исследование, украинцы постепенно меняют свои привычки и готовы активнее совершать покупки в интернете. Что совпадает с общемировыми трендами.
Быстрая урбанизация, сокращение размера среднего домохозяйства и тенденция к сокращению времени на приготовление и потребление пищи (в том числе вне дома) в сочетании с развитием информационных технологий создают очень хорошие предпосылки для роста онлайн-коммерции. Однако в Украине развитие этой сферы продаж проходит не так интенсивно, как могло бы.
Чтобы узнать, что может заставить украинцев покупать чаще, исследователи составили условный потрет среднего украинского шоппера, и что ему мешает совершать чаще покупки онлайн.
Еще не так давно все покупки совершались в гипер- и супермаркетах, люди скупали большие упаковки товара и платили за него наличкой. Сейчас все больше потребителей покупают онлайн, а в обычных магазинах пользуются кассами самообслуживания, где рассчитываются картой или при помощи смартфона. Вместо рекламы по общенациональным телеканалам все больший вес приобретает локальная реклама и новые стимулы для совершения покупок, например, кэшбек, промо-акции и т.д. Одновременно развивается доставка еды и готовых продуктов.
В будущем покупатели ожидают развития интернет-сервисов с дальнейшей их персонализацией. В том числе за счет развития новых технологий, таких как распознавание лиц, бесконтактная оплата и т.п.
Как рассказал партнер по работе с клиентами компании Nielsen Александр Иванов, сравнение портретов онлайн и офлайн-покупателя в сфере FMCG-товаров в Украине дало несколько неожиданные результаты.
Во-первых, оказалось, что женщины составляют порядка 80% всех покупателей как во Всемирной паутине, так и в обычных магазинах. Во-вторых, онлайн-покупки чаще совершают более молодые и более обеспеченные. Так, 37% покупателей в сети: люди в возрасте 25-34 лет и еще почти треть тех, кто моложе 25-ти. В то время как старшее поколение (50-65 лет) предпочитает брать товары первой необходимости в обычных магазинах – таких здесь 28%.
Точно так же люди с высоким доходом охотнее покупают в интернете – их 31% против 24% состоятельных покупателей в офлайновых торговых точках. Любопытно, что публика среднего достатка берет товары и там, и там. Зато малообеспеченные почти не покупают ничего в интернете – их всего 14%.
Эти особенности эксперты объясняют большей открытостью молодых людей к новым технологиям и желанием сэкономить свое время на походах в магазин. В то же время они не советуют сбрасывать со счетов старшее поколение, так называемые Post families. Несмотря на то, что в Европе такие покупатели тратят меньше, именно эта категория потребителей показывает очень хороший рост. Их становится больше по мере освоения пожилыми людьми современных технологий совершения покупок.
Одно из ключевых ожиданий потребителей в онлайн – более низкая цена и быстрая доставка домой, чтобы сэкономить время на рутинных ежедневных покупках. Кроме того, для онлайн-шопперов важен большой ассортимент товаров.
Если говорить о традиционных покупках офлайн, то ожидания покупателей следующие:
При выборе потребителем конкретного канала покупок цена постепенно теряет свою актуальность и на первое место выходит комфорт. Правда, стоит заметить, что покупку в интернете украинцы заведомо рассматривают как более выгодную.
Эксперты выделяют три ключевых фактора:
Решающими при этом будут ассортимент товаров, удобство совершения покупки и персонификация (быстрое предложение того, что клиент ищет).
Как показало исследование Nielsen, украинцы готовы активнее совершать покупки в интернете, если получат ряд преимуществ. Так, только 16% украинцев хотели бы покупать бакалею онлайн, а non-food категории – всего 13%.
Среди основных барьеров для онлайн-шопинга в секторе FMCG Александр Иванов отметил следующие предубеждения:
Каждый из этих барьеров более важен для определенной группы покупателей. Например, пощупать продукт руками и убедиться в его качестве хотят украинцы постарше (40-49 лет). Таких примерно половина из опрошенных покупателей, которые берут продукты только в обычных магазинах. А лучшие скидки в магазине предпочитают искать те, кому сейчас 35-39 лет.
Людей с низкими и средними доходами смущают дополнительные комиссии, в то время как состоятельных покупателей интересует адекватный их запросам ассортимент.
Женщинам более важно получать эмоции от посещения магазинов. Также женщины больше огорчаются от ошибок доставки и больше беспокоятся насчет безопасности покупок в интернете. Молодежь от 18 до 24 лет волнуют сроки доставки.
Эти барьеры можно преодолеть, если предоставить клиентам дополнительные услуги. Например, привлечь к онлайн-покупкам тех, кто опасается купить что-то не то, можно, предложив быстрый возврат денег за товары, которые не подошли. Во всяком случае 61% опрошенных называют это самым важным фактором для решения о покупке в интернете. Еще для 52% важна замена в тот же день некачественного товара.
Покупателей, которые ищут дополнительную выгоду в офлайнлвых торговых точках можно привлечь бесплатной доставкой. Этот сервис может сработать для 44% опрошенных.
Бесплатная доставка за покупку свыше минимальной суммы также пришлась бы по вкусу 56% (особенно тем, кто не хочет платить комиссии), или хотя бы по определенным дням недели (51% опрошенных)
Суммируя полученные результаты, эксперты предлагают обратить внимание на молодые семьи с детьми и пожилых людей. Больше продвигать в онлайн продажи товаров, которые люди закупают впрок (детские товары, корма для животных, товары для дома, безрецептурных лекартсв). Предлагать лучше эти товары в больших упаковках, так как их берут онлайн охотнее. К большим праздникам таким как Новый год, Рождество или распродажам в Черную пятницу можно предлагать особенные промо, которые в онлайне способны увеличить количество заходов в магазин на 5%.
Разумеется, надо работать над преодолением барьеров, мешающих покупателям решиться на покупку в интернете. Не менее важно обеспечить удобство совершения покупок онлайн, в том числе за счет представления дополнительного ассортимента на интернет-полках.
Не стоит забывать, что украинцы больше других уделяют внимание отзывам о сервисе и товаре.
Читайте также —
Nielsen: какие факторы влияют на скорость роста украинского и мирового e-commerce