Вячеслав Климов, Новая почта: Экономические последствия коронавируса еще впереди

Вячеслав Климов, Новая почта: Экономические последствия коронавируса еще впереди

09.10.2020 08:30
  691
Виктор Нагорский

Совладелец компании Новая почта Вячеслав Климов об уроках нынешнего кризиса, экономических последствиях карантина, показателях работы компании и будущем ритейла.

Читайте українською

Совладелец компании Новая почта Вячеслав Климов стал одним из хедлайнеров прошедшей в средине сентября в Киеве IV международной специализированной выставки ритейла и девелопмента RAU EXPO 2020. В ходе одной из панельных дискуссий мероприятия бизнесмен рассказал о работе в период карантина, инвестициях компании, планах открытиях новых терминалов и много другом. RAU подготовила главные тезисы выступления бизнесмена.

Про ошибки ритейла в период карантина

Я считаю, что в условиях сразу нескольких кризисов, в которых сейчас находится весь бизнес, говорить про ошибки не совсем корректно. В период эпидемии коронавируса к собственникам и менеджменту компаний приходит столько вводных, что ошибки неизбежны. Но в этом нет ничего страшного, ведь если бизнес до сих пор работает, значит способен оперативно реагировать на быстро меняющуюся среду и исправлять имеющиеся упущения в работе.

Мне кажется, что в целом украинский ритейл действовал в нынешний кризис достаточно реактивно в хорошем смысле этого слова. Компании быстро реагировали на изменение ситуации и внедряли огромное количество мероприятий, связанных с безопасностью сотрудников и клиентов.

Компания Новая почта — тоже своеобразный ритейлер, ведь мы управляем одной из крупнейших в стране сетей, хоть и продаем услуги, а не товары. И мы отлично знаем, насколько сложно быстро внедрить новые правила в большой сети в течение короткого промежутка времени. Обеспечить сотрудников масками, контролировать соблюдение дистанции и т.п. Но украинский ритейл справился, и в этом контексте действия украинского бизнеса вызывают у меня восхищение.

Про показатели Новой почты в 2020 году

Думаю, с учетом масштабов бизнеса Новая почта, она является своего рода датчиком, по показателям которого можно отслеживать здоровье не только украинского ритейла, но и экономики в целом. Могу сказать, что весенний карантин не привел к существенному падению наших показателей. Изначально, в докризисном бюджете, мы закладывали рост количества отправок на 20% год к году. И начиная с февраля и по июнь этого года мы перевыполняли этот план примерно на 10 процентных пунктов.

При этом не могу выделить какой-то один драйвер роста, ведь увеличение количества отправок наблюдается во всех сегментах нашей работы: как в В2В и С2С, так и в e-commerce.

С ослаблением карантинных ограничений динамика немного уменьшилась, однако мы по-прежнему идем с ростом в количестве отправок на 25% относительно прошлого года. И судя по имеющейся динамике, такой уровень роста может сохранится и до конца 2020-го. С одной стороны, рост бизнеса – это хорошо. Но с другой — он стал немного стрессовым для имеющейся у нас инфраструктуры. Нам приходится работать на пределе сил и возможностей.

Про вовлеченность собственника во время кризиса

Могу говорить, как один из собственников, который с 2014 года не занимается операционным управлением компании. В течение последних шести лет мы целенаправленно учились не хвататься за штурвал, чтобы не нарушать процессы управления компанией. И в нынешний кризис мы не нарушили этого правила. Считаю, что в сложной ситуации в первую очередь необходимо оставаться спокойным, и не делать слишком резких движений, не вводить новых управленческих технологий, которые могут добавить еще больше стресса.

С другой стороны, в нынешний кризис резко увеличилась скорость принятия решений. И если раньше наше участие в управлении происходило через наблюдательный совет в достаточно размеренном режиме, то сейчас мы стали гораздо более реактивными.

К примеру, до кризиса мы не получали данные о количестве отправок по дням или по часам, а сейчас получаем. Это не значит, что я реагирую на эти данные звонком СЕО с какими-либо указаниями, но они позволяют мне гораздо лучше понимать текущую ситуацию в компании. Думаю, что в кризис вовлеченность собственника должна существенно вырасти. Я не говорю о том, чтобы каждую секунду хвататься за штурвал, а говорю скорее о некой паранойе в хорошем смысле этого слова. Уверен, что успеха добиваются люди, которые относятся к своему бизнесу со страстью. И если в какой-то момент вам становится неинтересно, и вы предпочитаете уехать в отпуск, то надо либо менять род деятельности, либо искать другой бизнес.

Про инвестиции Новой почты в 2020 году

Наша инвестиционная программа на этот год составляла более $100 млн. В марте, когда начал разгораться коронакризис, инвестиционный комитет наблюдательного совета стал заседать с частотой 1-2 раза в неделю, чтобы оперативно реагировать на меняющиеся реалии. В первую очередь мы составили некий пессимистический сценарий, и разделили наши инвестиции на несколько категорий. В частности, выделили некие неприкосновенные инвестиции, которые должны были быть освоены даже в том случае, если бы мы практически полностью остановились. При этом буквально каждую неделю отслеживали показатели работы и по мере улучшения ситуации возвращали инвестиции и в несрочные направления.

Мы уже полностью вернули докризисную программу инвестирования и даже немного ее увеличили. Таким образом хотим перестраховаться от валютных рисков.

К примеру, начали быстрее платить нашим зарубежным поставщикам сортировочного оборудования. Уже этой осенью у нас запланирован запуск суперсовременного сортировочного центра в Харькове. Практически достроена вторая очередь Киевского инновационного терминала, что позволит практически в два раза увеличить его пропускную способность. В общем, радует, что в нынешний кризис мы не остановили инвестиции, что позволило нам еще больше оторваться от других игроков логистического рынка.

Об уроках кризиса

Первый урок, который можно вынести из кризиса – возможно все. Может начаться засуха, войны за ресурсы, могут прилететь инопланетяне – мы не знаем, что будет дальше, однако нужно быть готовым ко всему. Вас никто не будет спрашивать, по какой именно причине потерпел крах ваш бизнес – это никому не интересно. Поэтому лучше готовиться к любым сюрпризам – даже самым неожиданным.

Второй урок, который я извлек из этого кризиса – это новые возможности. Мне кажется, что в моменты потрясений появляется смелость делать то, что вы не решались сделать в спокойное время. Вдруг оказывается, что амплитуда ваших движений может быть гораздо шире, чем вы предполагали. Яркий пример нынешнего кризиса – переход на дистанционную работу. На удаленку перешли большие и сложнейшие по организации офисы. На мой взгляд, перешли достаточно успешно.

Даже огромный контакт-центр Новой почты, в котором работает 600 человек и для которого мы создали столовые, комнаты отдыха и детский садик, перешел на удаленную работу и уже больше полугода функционирует без потери эффективности.

И третий урок – достаточно философский – многим из нас кризис напомнил о действительно важных в этой жизни вещах, привел к каким-то личностным трансформациям. Мне очень повезло: в декабре прошлого года у меня родился второй сын, а уже в марте я перешел на дистанционный формат работы дома, получив возможность быть рядом с семьей. И я получил неимоверный кайф, наблюдая за тем, как растет этот маленький человек. Поэтому время удаленки было достаточно счастливым для меня лично. Думаю, многие из нас в это время получили возможность больше быть со своими семьями, больше думать о важном. И это тоже один из приятных уроков карантина.

Об экономических последствиях карантина и будущем ритейла

Очевидно, что экономические последствия борьбы с коронавирусом еще впереди. Пока что мы не наблюдали цепочки банкротств, хотя очевидно, что она будут. В ответ на коронакризис все центробанки выпустили и выбросили на рынки огромное количество бумажных, ничем не подкрепленных денег. Поэтому те деньги, которые сейчас у вас есть в виде кеша, уже гарантированно подешевели. А значит, уже сейчас необходимо думать о том, как управлять этим инфляционным кризисом. Этот кризис уже есть, но нужно готовиться к целой цепочке кризисов, которые будут последствиями самой пандемии.

Что касается будущего ритейла, то наиболее очевидный тренд – это автоматизация и роботизация. Все сферы, где люди могут быть заменены какими-то технологическими решениями, пройдут этот путь.

Не исключено, что офлайн-ритейл с «живым» обслуживание будет становиться если не роскошью, то привилегией. Условно, если в ресторане вы хотите обслуживаться официантом, то должны будете за это дополнительно заплатить.

Читайте также — 

Продукты на дом: как сервис iPOST наладил доставку из более чем 1100 магазинов АТБ


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка