Владислав Чечеткин, Rozetka: все торговые бизнесы хотят меня если не съесть, то опередить
Сооснователь и CEO маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин о финансовых результатах в 2022-м, изменении спроса в течении года и развитии электронной коммерции в Украине.
По данным YouControl, выручка основного юрлица Rozetka — «Розетка. юа» — составила в 2021 году 21,2 млрд грн. По состоянию на февраль 2023 г. в компании работает 293 точки выдачи и продаж. Для сравнения, в феврале 2022-го их было 270. В декабре 2022 года посещаемость Rozetka составляла 40 млн человек в месяц. В интервью Forbes Украина CEO и сооснователь маркетплейса Rozetka Владислав Чечеткин рассказал о главных изменениях за год в компании, команде и будущее украинского e-commerce. RAU предлагает главное из его рассказа.
О главных изменениях за год полномасштабной войны
Самое главное отличие Rozetka сейчас и Rozetka 23 февраля 2022: это то, что в 2020 и 2021 годах мы немного забыли то, как мы вели бизнес, и начали очень быстро бежать вперед. Есть два подхода строить бизнес, они достаточно разные – строить за свои и строить за чужие. Мы всю жизнь строили за свои и почти все, что было свободно, вложили в развитие, чтобы бежать вперед. Поэтому, когда началась война, мы были в самой плохой форме для этого.
В 2023 году у нас больше магазинов, чем было до полномасштабного вторжения, но мы гораздо более осторожно относимся к тому, как вкладывать или как тратить. С другой стороны, мы значительно убавились: почти вдвое сократилось количество людей, работающих в Rozetka.
О финансовых результатах
По общему объему оборота товаров в четвертом квартале 2022 года мы показали лучший результат за свою историю. Но надо понимать, что это гривна и прибыльность этих операций сомнительна. Мы установили абсолютный рекорд по нашей истории в гривне. Но финансовый результат гораздо хуже, чем мне бы хотелось. Однако бизнес жив, и это дает мне надежду.
О работе компании и спросе в первые месяцы войны
Бизнес прошел все стадии, проходившие страна. Когда российские войска находились под Киевом, бизнес почти полностью остановился. Было много внутренних проблем, бои шли в 3 или 4 км от наших складов, и люди боялись выходить на работу. Но было определенное количество людей, выходивших прежде всего охранять, отгружать гуманитарные грузы.
Потом операции начали возобновляться. Я очень хорошо помню Бучу и Ирпень, когда в первых числах апреля люди начали покупать унитазы, краны, двери, чтобы восстановить жизнь. Это как опосредованное подтверждение того, что украли россияне. Наибольшим спросом – и в количестве, и в деньгах – пользовались товары для уборки, швабры, бытовая химия. В мае мы увидели, что люди почти не покупали электронику, но начали покупать какую-то одежду и пытаться восстановить свою жизнь.
Об изменениях потребительского спроса во второй половине 2022 года
Когда начались обстрелы, и россияне начали уничтожать нашу инфраструктуру, это был «пик канистр». Одна канистра равнялась одному телевизору. Я шучу, но ощущался очень большой спрос. Затем наступила осень с обстрелом энергетической инфраструктуры, и понятно, что повербанки, зарядные станции и генераторы затмили все.
По результатам года могу сказать, что наиболее пострадавшими категориями являются товары для детей и большая бытовая техника. Наиболее популярными товарами были товары для бесперебойного питания, генераторы, повербанки и прочее. В общем, средний чек у нас уменьшился, люди начали экономить.
О раздражавших покупателях
В бизнесе основная сила – наш бренд, который строился годами. С самого начала, когда мы строились, делали первые шаги, мы продавали гаджеты. К нам приходили люди в возрасте 11–13 лет, чтобы потрогать их, сравнить, задать вопросы. Они звонили по телефону, писали, заказывали, отказывались, это очень раздражало нас. Но я всем объяснял, что это наши будущие покупатели, и если мы хотим быть успешными, мы не можем их не уважать и не обслуживать. Я говорил, что эти люди через пять или десять лет будут лучшими клиентами.
С тех пор прошло 18 лет, и эти люди – лучшие покупатели, самые богатые, самые успешные из тех, кто есть в нашей стране. Мы стоим, работаем для них, любим их, а они нас. Этот пример для меня показателен, потому что он во времени может показать, как строятся бренды или как строился наш бренд и почему мы там, где мы сейчас.
О команде
Наша команда обновляется, мы постоянно добавляем людей. Некоторые уходят, некоторые – меняют свои позиции. Сейчас команда топ-менеджеров – это люди, работающие два, три и больше лет. Мне проще и людям проще расти с компанией, чем прийти извне.
Но нужно понимать, что рост бизнеса и новые подходы довольно часто требуют новых людей и новых знаний, которых у компании нет. Если говорить о людях, то мы пропагандируем, что гораздо проще взять человека и сделать из него специалиста, чем взять специалиста и сделать из него человека.
О будущем украинского e-commerce
Электронная коммерция будет расти. Это отрасль, где нужно меньше товаров иметь на остатках, нужно меньше магазинов и в целом модель более эффективна. Будет развиваться cross-border-торговля, потому что каждый раз с этими потрясениями, происходившими в стране, с инфляцией, нестабильностью и неуверенностью в будущем всегда сокращается ассортимент и доступность товаров. Это можно решать, покупатели будут решать это через cross-border-торговлю.
Понятно, что рынок не стоит на месте. Люди, потерявшие работу, пострадавшие от военных действий, потерявшие бизнес, должны быть активнее, голоднее, агрессивнее в том, чтобы отвоевывать себе частицу рынка. Поэтому я уверен, что конкуренция будет здесь расти. Большие зарубежные игроки не придут, крупные украинские игроки уже вкладывают и будут вкладывать дальше эти деньги.
С одной стороны, конкуренция, с другой – развитие рынка. Чем больше бизнесов вкладывают в вашу отрасль, тем быстрее отрасль двигается вперед. Также опыт наших граждан, которые были за границей или за границей, тоже будет двигать электронную коммерцию в Украине вперед.
О наибольшей угрозе для Rozetka
Наибольшая угроза для Rozetka внутри, потому что нужно бороться самим с собой, преодолевать психологические и физиологические последствия войны. Развивать бизнес и смотреть вперед достаточно сложно для меня в это время.
Если говорить о внешних факторах, то понятно, что все крупные игроки смотрят на этот рынок, пытаются здесь что-то делать. Назовите любого из имеющихся крупных офлайн-бизнесов, торговых бизнесов, все они хотят быть на моем месте и все они хотят меня если не съесть, то опередить.