Тренд на бесконтактность: кто из ритейлеров внедряет роботизированные решения

Тренд на бесконтактность: кто из ритейлеров внедряет роботизированные решения

24.01.2024 08:30
  672
Валерія Байда

Пандемия коронавируса закончилась, а бесконтактность стала трендом. Почему самокассы так популярны среди покупателей и как ритейлеры привлекают роботов к работе.

В материале Liga.net проанализировали, как компании внедряют самокассы и роботов для упрощения работы людей и сведения к минимуму ошибок. RAU публикует основное.

О популярности касс самообслуживания

Кассы самообслуживания (КСО) уже вполне привычны для клиентов, потому что есть чуть ли не в каждом супермаркете. Популярность самокасс  растет. Это подтверждают в крупных продуктовых сетях Украины.

«Если говорить в цифрах, то доля чеков КСО показывает заметную положительную динамику с апреля 2023 года – 27,97%. А в августе эта цифра составляла 32,04%», – говорят в сети Varus.

В Auchan 33% клиентов используют КСО в супермаркетах и каждый второй в магазинах у дома. Как комментируют в сети, это зависит от величины покупки: в крупных магазинах корзина больше и удобнее рассчитаться на обычной кассе. Но во время войны популярность самокасс возросла из-за того, что клиент хочет максимально оптимизировать время в магазине и все успеть.

В сети Фора более трети покупателей выбирают кассы самообслуживания, в Novus этот показатель достиг уже около 50%. В супермаркетах Сільпо ежегодно на кассах самообслуживания совершается более 40 млн покупок, а в 2022 году почти 20% от всех покупок произошло именно из-за самокассы.

«Но при наличии в необходимом количестве персонала для работы на классических кассах КСО не увеличивают продажи», – говорит Дмитрий Агапов, СЕО компании CHM-сервіс, разрабатывающей и внедряющей POS-систему Chameleon.

Но, если сети имеют недостаток кассиров и из-за этого большие очереди, это приводит к раздражению клиентов. КСО в этом смысле частично решает проблему и сохраняет уровень продаж.

«Один из способов посчитать окупаемость инвестиций в КСО – это экономия на фонде оплаты труда. По нашим расчетам, срок окупаемости КСО только от экономии на фонде оплаты труда – до 18 месяцев. Это модель Стандарт, принимающая только оплату банковскими картами. Но следует отметить, что многие покупатели все же уходят на классические кассы. Причем любого возраста. Считаю, что это связано с рядом причин. К примеру, стремление к живому общению после долгих периодов изоляции на карантине, последствия войны. Также важным фактором является банальная лень, присущая человеку. Потому что, когда в корзине много покупок, человек просто не хочет самостоятельно сканировать такое количество товаров и идет на обычную кассу», – делится своими наблюдениями Агапов.

Альтернативой КСО является приложение в смартфоне Scan&Go, которое позволяет покупателю сформировать чек, находясь в торговом зале. И такой сервис уже работает в некоторых сетях страны: Varus, Auchan, Фора и т.д.

О роботизации в ритейле

Нова пошта имеет 15 500 почтоматов в 600 населенных пунктов, а в 2024 году планируется увеличение до 700 городов. Каждая пятнадцатая посылка отправляется или доставляется по почтомату. Спрос на них вырос в период пандемии коронавируса и до сих пор держится. К тому же, Нова пошта использует роботов для сортировки, чтобы облегчить работу работникам и уменьшить количество ошибок. К этому процессу привлечены три вида роботов:

  1. Train-сортеры для сортировки отправок до 2 кг, работающие в 19 терминалах. Работник выкладывает посылку на робота, который отвозит ее в сканер и перемещает в бокс, отвечающий за определенное географическое направление. Использование этого робота значительно ускорило сортировку мелких грузов – их мощность от 3000 посылок в час;
  2. Стеллажные работы, подвозящие стеллажи с товарами к работникам;
  3. Рабовозки, используемые на грузовых терминалах. Они за раз могут везти на себе 300 кг, а еще 1000 кг тащить за собой.

Работы используются и в сети АТБ: Delivery Cobot информируют покупателей об определенных товарах собственных торговых марок и акционных предложениях. Есть несколько таких роботов в Днепре и Киеве.

В сети EVA в 2024 году тоже хотят приобрести 20 роботов на склады, чтобы передвигать стеллажи.

О планах на 2024 год

В Фора будут продолжать внедрять электронные ценники и автоматизацию внутренних операционных процессов.

В Novus на очереди системы Self-Scanning и электронные ценники.

В Varus открыли DarkStore – магазин-склад, который работает автоматизированно и позволяет быстро комплектовать онлайн-заказ. Но охватывает заказы правого берега Киева. Однако в планах компании расширить границы доставки на всю столицу, а затем охватить и другие города Украины.

Auchan работает над автономным магазином без кассиров.

Нова пошта тестирует роботизированное отделение, которое сможет принимать и выдавать посылки бесконтактно.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка