Покупайте безопасно: как супермаркеты работают в период карантина
Помимо общих мер, предусмотренных национальными и международными стандартами безопасности во время эпидемий и пандемий, украинские FMCG-сети приняли ряд дополнительных действий.
По мере ужесточения требований правительства к поведению граждан вне дома торговые сети также вводят дополнительные меры безопасности. RAU собрала основные факты о новых реалиях работы ведущих украинских продуктовых операторов.
Защита покупателей
С понедельника, 6 апреля 2020 года, по решению правительства в Украине усилены карантинные меры безопасности с целью противодействия распространению вируса COVID-19. Поэтому торговые сети постоянно работают над внедрением новых и усилением уже существующих мер безопасности работников и посетителей магазинов.
Так, недавно в магазине Фуршет на улице Мостицкой в Киеве появился автомат по продаже защитных масок. Цена за штуку – 20 грн.
Кроме того, как и во многих других сетях, в помещениях супермаркетов в общедоступных для покупателей местах стоят дозаторы с дезинфицирующим раствором для рук. Дополнительно в сетях Novus, Billa, АТБ, Велика кишеня и других для покупателей разместили разовые перчатки у тележек и дезинфицирующие средства для рук. В качестве дополнительной меры безопасности во всех магазинах нанесли ограничительные линии у витрин и касс, где обычно собирается много покупателей.
Разумеется, все сети информируют гостей о решениях местных органов власти и рекомендуют соблюдать правила. Это касается количества людей, которые одновременно могут находиться в магазине, наличия средств индивидуальной защиты у гостей и соблюдение дистанции.
В магазинах сети Велика кишеня призывают покупателей рассчитываться карточкой, пользоваться кассами самообслуживания. Также на сайте компании вывесили список магазинов с измененными часами работы на время карантина.
Уборка помещений
В ответ на введение карантина в сети АТБ разработали два дополнительных регламента по уборке и санобработке в помещениях магазинов:
- Увеличение частоты профилактической дезинфекции.
- Разработка регламента санитарных мероприятий по экстренной дезинфекции и алгоритм действий (при возникновении заболевания или подозрения на заболевание среди сотрудников или посетителей).
В других сетях также систематически проводятся генеральные уборки и дезинфекции офисных помещений, инвентаря и оборудования в магазинах. В торговых залах магазинов пол и ручки тележек для продуктов дополнительно обрабатываются дезинфицирующими растворами. В сети Billa и Novus отметили, что усиленно вентилируют помещения.
«Во внедрении всех мероприятий мы руководствовались тем, что для нас прежде всего – здоровье наших сотрудников и наших гостей. Поэтому усилили меры безопасности и внедрили новые санитарно-гигиенические нормы во всех магазинах», — сообщила Оксана Перекупко, руководитель отдела по связям с общественностью сети Фора.
В торговом зале магазинов Фора и помещениях для персонала установили дополнительные антисептические средства для рук, а также увеличили количество одноразовых перчаток на входе и в зале.
Здесь каждые три часа обрабатывают дезсредствами ручки тележек и корзинок, дверные ручки и витрины. С тем же интервалом проводится влажная уборка с использованием дезрастворов, проветриваются помещения, где это возможно. В Novus уборку делают еще чаще – каждые два часа. А в Billa помимо обработки тележек и рабочих зон кассиров, повысили регулярность дезинфекции кассовых транспортеров и мытье полов с применением спецрастворов, а также обеззараживания ручек камер хранения, упаковочных столов.
Забота о персонале
Практически все опрошенные FMCG-ритейлеры позаботились и о защите персонала. Понимая, что именно во время обслуживания на кассе происходит близкий контакт между кассиром и покупателем, в Novus особое внимание уделяют защите в этой зоне. Кассиры уже пользуются специальными шлемами с защитным экраном, который помогает закрыть не только зону рта и носа, но и глаз. А теперь дополнительно устанавливают защитные экраны из оргстекла на территории расчета с покупателями у касс, чтобы создать дополнительный барьер.
В сети Billa кассовые зоны также оборудуют специальными защитными экранами. А работники торговых залов и их вспомогательных и производственных служб обеспечены одноразовыми латексными перчатками и защитными масками. В местах приема пищи сотрудников за счет компании обеспечили витаминными наборами и оксолиновой мазью.
«Кроме этого, усилен контроль за соблюдением стандартов сети по скорости кассового обслуживания, чтобы сократить время пребывания людей в помещениях магазинов Billa, и не допускать скопления людей в торговых залах и у касс», – сообщили в сети.
Практически везде сотрудники работают в защитных масках, перчатках, обрабатывают регулярно руки и в течение дня проходят проверку состояния здоровья. В АТБ даже ведется Журнал Здоровья.
У многих существует четкая инструкция, определяющая порядок действий и ответственных в случае выявления работников с повышенной температурой тела или другими симптомами вирусных или простудных заболеваний.
Так, в сети Фуршет с 12 марта согласно внутреннему приказу регулярно проводится мониторинг состояния здоровья персонала. Для всех сотрудников сети отменили международные командировки, а также ограничили личные путешествия за границу. Те, кто недавно вернулся из заграничного путешествия, отправились на карантин. Так же поступают и другие ритейлеры.
Например, компания Fozzy Group, развивающая сети магазинов Сільпо, Фора, Fozzy Cash & Carry и ряд других, стала внедрять дополнительные санитарно-гигиенические меры для предотвращения распространения коронавируса еще до официального введения карантина.
Так, здесь пересмотрели график всех специальных публичных мероприятий, где предполагается большое количество посетителей, в том числе решили перенести проведение фестивалей, дегустаций, мастер-классов и тому подобное.
Офисы Fozzy Group максимально перешли на удаленную работу, для сотрудников отменены все международные командировки и ограничены командировки по Украине без крайней необходимости.
«Каждый наш сотрудник приступает к работе только после контроля температуры тела и общего самочувствия. Работники магазинов обеспечены медицинскими масками и перчатками», — рассказали в сети Фора.
В сети магазинов Varus для всех сотрудников проводится онлайн-обучение правилам поведения и консультацией по предотвращению заражения и симптомов заболевания коронавирусной инфекцией специалистом-эпидемиологом. Все личные встречи и совещания переведены в онлайн. В каждом отделе и департаментах назначено ответственное лицо, которое контролирует ситуацию и состояние здоровья коллег при допуске на работу. Разосланы всем рекомендации по новой бизнес-этике, например, воздержаться от рукопожатий и т.п.
Защита продуктов
Чтобы покупки в магазинах были максимально безопасными, вся нефасованная продукция в сетях Сільпо, Фора и некоторых других упаковывается. Так, в Novus закрыли мясо и рыбу от прямого контакта, а хлеб и выпечку перед тем, как положить на витрину, пакуют в пленку.
Приостановили обслуживание в кафе за столиками, но готовы упаковать пищу, чтобы можно было забрать ее с собой.
В АТБ с первых дней объявления карантина продукция дополнительных сервисов — соки фреш, свежая выпечка, кофейные напитки — начали реализовываться в условиях, минимизирующих риск. Открытые части соковыжималки закрыты защитной пленкой. Стаканчики, крышечки для кофе – расфасованы в пакеты, продукция отдела «Свежая выпечка»- расфасована в пакеты или в защитную стретч-пленку.
«Также было принято решение о частичном закрытии отделов в некоторых регионах в связи с критичной эпидемиологической ситуацией. Особо значимые продукты для населения: яйца, свежий хлеб промышленного производства реализуются запакованными. Проведена работа с хлебобулочными предприятиями по упаковке горячего хлеба в закрытые бумажные пакеты», – сообщили в АТБ. Особое внимание уделяется условиям перевозки, состоянию транспортного средства, наличию акта санобработки кузова.
Регулярной тщательной дезинфекции подвергается и транспорт компании сети Billa. Такие же требования по противоэпидемической и санитарно-гигиенической безопасности выдвигаются партнерам этой сети, которые осуществляют доставку товаров со своих складов или между подразделениями сети Billa.
Контроль запасов и цен
Кроме того, ритейлеры контролируют имеющийся ассортимент товаров, чтобы не возникал дефицит и особый контроль уделяют социально значимым продуктам. В частности, так поступают в сети Novus, где также активно работают над расширением возможностей доставки товаров.
Varus сделал своей приоритетной задачей реализацию возможности заказа продуктов через сервисы доставки Raketa, Glovo, UberEats и разработки Varus Pick Up Point, что позволит еще больше минимизировать физические контакты и заказывать продукты онлайн, забрав уже подготовлены товары в указанное время.
Все 26 магазинов Metro в Украине работают в усиленном режиме, чтобы обеспечить доступность товаров на полках для клиентов. «Наша оптовая бизнес-модель помогает нам поддерживать стабильный уровень запасов. Учитывая повышенный спрос, мы сейчас размещаем дополнительные заказы на товары нашим поставщикам, чтобы максимально поддержать страну и украинский в этой сложной ситуации», — заявил недавно Тино Цайске, генеральный директор Metro Cash&Carry Ukraine.
По его словам, компания Metro как ответственный игрок на рынке торговли и крупнейший немецкий инвестор в экономику Украины, выступает категорически против использования кризисной ситуации исключительно в интересах бизнеса. Потому принимает все возможные меры для недопущения роста цен на социально-значимые группы товаров, и оставляет уровень наценки неизменным по сравнению с периодом до начала карантина.
Читайте также —
Все будет онлайн: как ритейлеры переходят в интернет из-за карантина