Все будет онлайн: как ритейлеры переходят в интернет из-за карантина
Что на самом деле происходит с интернет-продажами разных категорий товаров после закрытия офлайн-магазинов, не связанных с торговлей товарами первой необходимости.
Бытует мнение, что в связи с закрытием магазинов покупатели массово переходят в онлайн, поэтому мультиканальные ритейлеры смогут частично компенсировать падение продаж. Редакция RAU решила выяснить, так ли это на самом деле, опросив ведущие интернет-магазины Украины в разных секторах розничной торговли. К нашему удивлению, часть сетей, в том числе лидеры тех или иных сегментов, отказалась раскрывать данные, ссылаясь на коммерческую тайну или на еще не подсчитанные результаты. Тем не менее, собранной информации достаточно, чтобы представить общую картину: как развивается онлайн-направление у ритейлеров, насколько вырос трафик и продажи в марте этого года по сравнению с февралем 2020-го и мартом 2019-го — в нашем материале.
Покупают все
Онлайн-торговля, несмотря на небольшой пока удельный вес в общем количестве продаж, продолжает наращивать обороты. Эпидемия коронавируса лишь усилила эти тенденции. Так, многие интернет-магазины отмечают рост показателей как по количеству заходов на сайт, так и по объему покупок. Рост продаж за последние 12 месяцев (с марта 2019 года) отмечают даже те ритейлеры, чей товар в условиях карантина оказался не слишком востребован и продажи марта 2020 года оказались ниже февральских. Причем на сайтах специализированных магазинов изменение трафика из-за карантина более заметно, чем у маркетплейсов.
Так, на маркетплейсе Prom.ua трафик в марте 2020-го вырос всего на 3% по сравнению с февралем, и на 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зато количество продаж на Prom.ua в марте 2020 года выросло на 20% по сравнению с февралем и на 51% по сравнению с мартом прошлого года.
«В начале весны на маркетплейсе всегда наблюдается рост, так как растет спрос на сезонные покупки – авто- и мототовары, товары для сада и огорода, а также на одежду и обувь. Однако, карантин внес свои коррективы. Если в прошлом году в этот период активно покупали платья и туфли, то в середине марта вырос спрос на маски и антисептики», –– комментирует Лилия Овчинникова, руководитель пресс-службы Prom.ua.
Но уже спустя неделю карантина люди стали активно покупать «картины по номерам», развивающие игры для детей, кроссовки и кеды для занятий спортом, а также корма и лакомства для домашних питомцев. Также значительно вырос спрос на товары, которые обычно покупали в ближайшем супермаркете по пути домой, например, продукты питания и бытовую химию – на 52% и на 56% по сравнению с прошлым месяцем.
В крупнейшем украинском маркетплейсе Rozetka не смогли оценить изменение трафика и транзакций, отметив лишь, что ситуация меняется каждый день. Здесь также заметили огромный рост спроса на товары для фитнеса. С начала карантина их покупают на 250% чаще. На 280% активнее продаются товары для творчества, на 156% — настольные игры и на 40% — книги.
В топе продаж держатся продукты длительного хранения: сухие завтраки, макароны, крупы. А также товары для дома, корм для домашних любимцев и товары личной гигиены. В то же время наблюдается спад интереса к ранее популярным категориям — электроники и бытовой техники. «Теперь гаджеты покупают на 37% меньше, а мы ищем способы продавать в больших объемах крупы, антисептики и товары первой необходимости», – сообщили в Rozetka.
Гаджеты для работы
В интернет-магазине Алло трафик в марте к февралю 2020-го не изменился, однако продажи выросли на 20%. Что говорит о росте среднего чека. За прошедшие 12 месяцев количество заходов выросло на 15%, а продажи – на 30%.
Как пояснили в компании Eldorado, из-за карантина многие организации перевели своих сотрудников на удаленный режим работы. Онлайн-конференции и прочие средства удаленной коммуникации спровоцировали спрос на веб-камеры, гарнитуры, роутеры, мониторы, ноутбуки и сетевое оборудование. Особенно популярными стали веб-камеры – продажи этой категории увеличились в 15 раз.
Огромный рост продаж продемонстрировали категории контрактов мобильной связи и модемов операторов сотовой связи. Так, продажи контрактов выросли в 20 раз, а доля продаж модемов – в 7 раз.
В компании MOYO сообщают о том, что только за первую неделю карантина на 25% выросли продажи ноутбуков и на 80% — компьютерных гарнитур. Но покупатели в интернет-магазине более требовательны к возможностям техники и готовы платить больше за оптимальное для себя решение как для работы, так и для развлечений дома.
Также в пять раз больше чем обычно на сайте MOYO заказали лицензионных версий программного обеспечения Microsoft Windows 10 Pro. Из чего можно сделать вывод, что украинцы максимально переформатировали свои квартиры под офисы, о чем свидетельствует рост даже такой категории как «Мебель и кресла».
Мебель и товары для дома
Яркое проявление тренда на покупку столов и рабочих уголков для оборудования рабочего места дома подтверждает и Святослав Амелин, основатель интернет-магазина МебельОк. Кроме того, хороший спрос наблюдается на диваны и недорогую корпусную мебель (стенки, шкафы, стеллажи), по всей видимости для обустройства мест хранения и наведения порядка дома.
«Покупатели стали отдавать предпочтение мебели из наличия на складе, доступной к доставке в ближайшее время. Хотя ранее предпочтение отдавалось индивидуальной мебели под заказ», – отмечает Святослав Амелин.
По его словам, в марте 2020 года по отношению к февралю трафик на сайт mebelok.com упал на 16,5%. Больше всего падение заметно было в органическом трафике – 24%. При этом существенно вырос коэффициент транзакций и количество заказов через корзину сайта – более чем на 20%.
Продажи в марте по отношению к февралю упали не так значительно — в пределах 10-20% в зависимости от товарной группы. «Но надо помнить, что существует лаг между решением купить мебель, и фактической ее отгрузкой/продажей. Поэтому реальную картину падения продаж марта мы поймем в апреле 2020 года», – поясняет Амелин.
Если сравнивать падение трафика за 12 месяцев, то он упал всего на 8%. Больше всего падение заметно в органическом трафике – 27%. Продажи в марте 2020-го по отношению к марту 2019 года выросли на 25%, но это обусловлено динамикой развития самого проекта, а не стремлением людей купить мебель в карантин. По словам Святослава Амелина, если бы не падение спроса в связи с карантином, плановые показатели роста должны были быть на уровне 40% год к году.
Домашние заготовки
В период карантина у многих украинцев пропала возможность посещать заведения общественного питания, что побудило потребителей чаще готовить дома. Что пробудило кулинарную фантазию потребителей. Как результат – в Eldorado невероятный рост популярности хлебопечек – в 20 раз по сравнению с докарантинным периодом!
В компании MOYO отмечают, что бюджетные хлебопечки показывают пятикратный рост уже вторую неделю подряд. На 82% выросли продажи фильтров для воды.
Также карантин побудил украинцев покупать больше морозильных камер – чтобы сохранить продукты про запас – поэтому продажи этой категории выросли вдвое.
За домом на карантине украинцы стали следить пристальнее и, по данным MOYO, прикупили на 23% больше пылесосов, на 140% больше холодильников и в три раза больше посудомоечных машин. Несомненными лидерами продаж стали увлажнители воздуха (+221%) и пароочистители (+328%). А вот кое-кто решил с пользой провести карантин и затеял ремонт — популярными стали электроинструменты и даже аксессуары для перфораторов.
Чистота и уход за собой
Прогнозируемо значительный рост спроса во время карантина наблюдается в сегменте drogerie & beauty. Так, по данным компании Watsons, мартовские продажи в сети увеличились в 2,5-3 раза относительно февраля 2020-го. Причем даже до введения карантина онлайн оставался постоянно растущим каналом продаж сети: каждый год его показатели в среднем удваиваются.
«Сейчас больше акцент на дезинфекцию, персональный уход и гигиену, уход за домом. Однако уход за телом и лицом остается важной категорией. Раньше драйвером была декоративная косметика, уход за лицом и телом, особенно корейское направление, маски», — отметили в Watsons.
«Действие карантина в сети EVA существенно проявилось только в последнюю неделю марта. Дело в том, что февраль и март всегда характеризуются повышенным спросом на наши товары, обычно разница в трафике между мартом и февралем не так ощутима – порядка 25%», – рассказала директор электронной коммерции Линии магазинов EVA Елена Анненко.
Активная работа по развитию онлайн канала продаж до кризиса сейчас принесла свои плоды: за 12 месяцев трафик вырос на 305%, а продажи выросли на 680%. В то же время в марте 2020 года втрое возросло количество обращений в интернет-магазин EVA.UA. Продажи в марте 2020-го по сравнению с февралем выросли на 40%. Немало покупателей делали заказ от 400 гривень и больше и воспользовались бесплатной курьерской доставкой, что безусловно стало крайне актуальным решением во время карантина.
Прогнозируемо растет спрос на средства личной гигиены и дезинфицирующие средства. Именно эти группы товаров, а также для ухода за детьми и будущими мамами пользуются в магазинах EVA наибольшим спросом. «В частности, только за последний месяц продажи товаров для ухода за собой в интернет-магазине выросли на 25%, для ухода за детьми на 85%. Рост продаж бытовой химии составляет 99%, а наибольший рост зафиксирован на товары для дома – 239%», – отмечает Елена Анненко.
В то же время на сайте французской натуральной косметики Yves Rocher трафик заметно просел в марте относительно февраля, что повлияло и на снижение продаж. К марту прошлого года при незначительном снижении трафика продажи выросли. «За последние 2,5 недели сильный рост показывают все продукты очищения для лица, ухода за телом, волосами. Кремы для рук, гели для душа и мыло являются лидерами роста», – так прокомментировали ситуацию в украинском подразделении компании.
Хобби и развлечения
Продажи товаров в категории гейминга и видеоконтента также значительно увеличились. По данным Eldorado, наибольший прирост продемонстрировали игровые консоли – их популярность выросла в десять раз. В компании MOYO добавляют, что произошло смещение спроса в премиум-сегменте телевизоров с широкой диагональю стоимостью 25 000-35 000 грн.
Также многие вспомнили о старых хобби, либо же занялись обустройством уюта в собственном доме, что привело к росту доли продаж инструментов и швейных машин – популярность этих категорий выросла в пять раз.
Как рассказали в компании MYplay, трафик в марте к февралю 2020 года вырос на 18%, так как часть клиентов стали заказывать онлайн, а прирост новых пользователей составил 12%. «Сравнивать с прошлым годом эти показатели не совсем корректно, так как сайт молодой. Поэтому прирост трафика в сравнении с прошлым годом — в 9 раз», – сообщили в пресс-службе компании.
По данным MYplay, в марте все также актуальны категории коллекционирования, трендовые куклы LOL. Вырос спрос на настольные игры, в которые можно играть всей семьей, паззлы, конструкторы. «Чем занять ребенка на карантине и как дальше развивать: больной вопрос для большинства родителей, поэтому спросом пользуются развивающие игры, такие как глобус с дополненной реальностью, 3D ручки», – поясняют в компании.
Одежда и обувь
«В марте традиционно зафиксирован рост продаж детской категории, доля которой превысила 20%. Украинцы, несмотря на карантин и кризис, проявили себя как заботливые родители и активно покупали кроссовки (более 50% продаж в детской категории), а второй по объему тут стала сандальная группа», – сообщила Евгения Чижевская, коммерческий директор Intertop Ukraine.
В целом, самый большой рост продаж отмечен в спортивной категории, как в обуви, так и в одежде. Это связано как с изменением потребительских предпочтений, так и с расширением ассортимента. Так компания снова стала продавать бренд Adidas, увеличили предложение по Nike, New Balance, Reebok и Puma, а новинка сезона Vans – лидер в категории кеды. Неизменным лидером продаж в спорте остается бренд Skechers.
«С ростом курса, заметен интерес к премиальным брендам, в первую очередь Emporio Armani, Armani Exchange, Marc O’Polo, Michael Kors, Napapijri. По отзывам клиентов, это хорошая инвестиция, так как цена в гривне не изменилась, плюс проводятся выгодные акции на новые коллекции», – говорит Чижевская.
Валерия Толочина, маркетинг-директор Intertop Ukraine, доказывает это цифрами. Так, в марте 2020-го в сравнении с февралем на intertop.ua зашло на 4% больше пользователей, в том числе был зафиксирован рост новых пользователей +11%. При этом необходимо помнить, что по трафику февраль один из пиковых месяцев в fashion-ритейле – это финальный этап распродаж, когда действуют максимальные скидки на сезонные коллекции. Если сравнить март 2020-го с мартом 2019 года, то количество пользователей на intertop.ua выросло на 51%, а количество новых посетителей — на 72%.
В интернет-магазине бренда LC Waikiki в первую неделю карантина наблюдали падение трафика более чем на 20%, но постепенно паника спала и трафик выровнялся и даже увеличился. «Мы понимаем, что клиентам может быть сложно сделать возврат товара во время карантина, поэтому увеличили срок возврата товара до 30 дней, опция возврата у нас бесплатная. Также мы предоставляем бесплатную доставку от 499 грн Нова пошта на адрес клиента. Если говорить о потребительских трендах, то сейчас в лидерах домашняя одежда (спортивные штаны, лосины, пижамы), спрос на эти товары вырос на 40%», – сообщили в компании.
Золото и украшения
Пропал на время интерес украинцев и к покупке украшений. Так, по данным ювелирного дома SOVA, трафик на сайте упал на 20%, а количество транзакций сократилось на 17%. Но даже в такой ситуации по сравнению с мартом прошлого года трафик на сайте вырос на 41%, а транзакции — на 34%. Как рассказал Степан Слинчук, исполнительный директор ювелирного дома SOVA, все магазины SOVA закрыты на карантин. Но больше двух лет назад в компании приняли решение инвестировать значительные ресурсы в развитие онлайн-продаж, собрав команду профессионалов.
«В результате по итогам 2019 года прирост к 2018-му составил 109%. Первый квартал 2020 года мы заканчиваем с приростом 73% к первому кварталу 2019-го. В целом, на протяжении двух лет мы наблюдаем постоянный рост доли онлайн-продаж с нарастающей динамикой», – отметил Степан Слинчук.
По его словам, существует прямая взаимозависимость между продажами в магазинах и в сети. Эти два канала дополняют друг друга. Поэтому закрытие торговых точек негативно отразилось на продажах интернет-магазина, а динамика прироста замедлилась. Но постепенно клиенты привыкают к тому, что купить украшение в интернете – удобно и безопасно. Поэтому доля продаж онлайн продолжит расти в ближайшие годы.
Читайте также —