Руслан Шостак, Varus и EVA: В 2017 финансовом году чистый доход EVA вырос на 36%
Совладелец одной из крупнейших продуктовых сетей Украины Varus и лидера отечественного сегмента drogerie EVA о начале бизнеса, принципах управления и работе над ошибками.
В журнале Новое время №22 от 14 июня опубликовано интервью с совладельцем сетей Varus и EVA Русланом Шостаком. RAU подготовила сокращенную версию материала.
— Расскажите о решении основать свой бизнес.
— Понимание, что я хочу заниматься бизнесом, пришло в 19 лет, когда я учился на 2-м курсе Днепропетровской строительной академии. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в старших классах школы, потом во время учебы в институте у меня получалось совмещать учебу и зарабатывание денег. Пробовал себя в разных темах, проверял, что работает, а что – нет, что востребовано на рынке.
— С каким трудностями сталкивались?
— В книге «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл дает формулу «10 000 часов = успех». Любой человек может стать №1 в своем деле, если посвятит ему 10 000 часов. Трудности есть на пути любого бизнеса. Важно понимать, что путь к вершине – это огромный труд и невероятные усилия. Каждодневная отдача всего себя целиком своему делу.
Необходимо ежедневно работать, совершенствоваться и двигаться вперед. Причем это правило действует в любой области нашей жизни, не только в бизнесе.
— Если что-то не получается, что советуете делать?
— Повторить попытку еще раз. В первую очередь проанализировать, почему не получается, исправить ошибки и двигаться дальше.
— Как воспринимаете промахи – свои и команды?
— Ошибки анализируем, разбираемся, делаем выводы. Если удалось поработать над ошибками, понять их первопричины – это уже победа. Не ошибается тот, кто ничего не делает и ни к чему не стремится. Если ошибки непреднамеренные, сделаны не по глупости, а, к примеру, из-за отсутствия опыта или в связи с обстоятельствами – то это важная часть обучения.
— Как подбираете персонал в команду?
— Главный критерий – готов ли человек жить твоим ритмом, ценностями, идеями, идеалами. Готов ли разделять с тобой успехи и неудачи. Это правило срабатывает независимо от того, выбираешь ты коллегу по работе, партнера или друга.
С большей частью топ-менеджеров я встречаюсь лично перед тем, как взять их в штат, стараюсь лучше узнать человека.
— Какие качества цените в людях, которые вас окружают?
— В первую очередь, трудолюбие. Во-вторых, обучаемость и желание схватывать налету. Третье – порядочность. Не всегда такой порядок, но это три основных элемента.
— Как устроено управление компанией: предпочитаете руководить лично или делегируете полномочия?
— Над каждым проектом работают топ-менеджеры со своей командой. Они достаточно автономны и самостоятельны в принятии большей части решений. Я доверяю и делегирую, потому что полностью уверен в этих людях.
— Удается ли вам удержать work-life баланс?
— Бизнес – своего рода жертва. Когда мы занимаемся тем, что любим, то отдаем себя целиком, и всегда есть плата. Например, время. Я люблю свое дело, поэтому уделяю ему достаточно много личного времени, оставляя все остальное «на потом». Зачем заводить увлечение, если то, чем ты занимаешься, приносит истинное удовольствие?
— EVA на рынке уже 16 лет. Как удается все это время удерживать лидирующие позиции?
— У нас очень трудолюбивая команда, много времени уделяем стратегии и планированию. Стараемся все планировать, насколько это возможно в украинских реалиях. Хотелось бы планировать в более долгосрочной перспективе – 10 или 15 лет, но сейчас мы понимаем, что сложно видеть горизонты дальше 3-5 лет.
— Какие показатели у EVA на данный момент?
— Последние 10 лет мы выделяем много ресурсов на рост и качество бизнеса — у нас 100% покрытие присутствия в каждой области Украины. В своем сегменте у EVA самый высокий товарооборот, самое большое количество магазинов.
В 2017 финансовом году рост чистого дохода составил 36%.
— Назовите самое запоминающееся событие, которое случилось за эти годы с сетью EVA?
— Кризис 2009 года. Это был очень важный и переломный момент в жизни компании. Это был тяжелый период, но мы смогли перестроиться, и сосредоточиться на более конкретных целях. Уже в 2010 году мы вернули все показатели и стали зарабатывать больше, чем до кризиса. По сути, у нас каждый год важный и переломный. Мы ставим новые цели и достигаем их.
— Расскажите подробней о размещении облигаций. Почему решили провести размещение именно сейчас?
— У нас хорошие финансовые показатели, и мы хотим использовать разные финансовые инструменты, чтобы нас знали не только на рынке банковского кредитования, но и в более широких кругах. Для компании это не первый опыт размещения, сейчас к публичному размещению предлагается уже пятый выпуск. Предыдущий четвертый был успешно размещен в апреле 2014 года, обращался на рынке в течение трех лет и полностью погашен в апреле 2017-го.
— Какие главные задачи стоят перед компанией в ближайшие пять лет?
— Ежегодно планируем открывать по 150-200 новых магазинов и расширять сеть. Очень активно занимаемся собственными торговыми марками. Их показатель в товарообороте около 30%, планируем довести его в течение нескольких лет до 40%. Еще один приоритет на ближайшие несколько лет – e-commerce.
— И напоследок. Какие три совета дали бы себе в 18 лет?
— Первый – всегда учиться и никогда не останавливаться. Учиться и стараться учить всех, кто рядом с тобой, и с кем ты собираешься идти дальше.
Второй – правильно выбирать партнеров. Это весь круг, кто рядом с тобой. Не только финансовые и бизнес-партнеры, но и коллеги по работе, топ-менеджеры.
Третий – беречь время. Это самое ценное в нашей жизни. Беречь с точки зрения успевать как можно больше за одну единицу времени. Тогда ты раздвигаешь рамки и выходишь за границы возможного.
Источник: Новое время
Читайте также –
Сергій Дружук, ПАККО Холдинг: Криза зрівнює можливості — перемагає той, хто не здається