Когда не до развлечений: как работают развлекательные центры во времена коронакризиса

Когда не до развлечений: как работают развлекательные центры во времена коронакризиса

16.08.2021 08:15
  737
Дарія Осіїк

Как пандемия коронавируса повлияла на развитие развлекательного сегмента ТРЦ и как основные игроки адаптировались к новым условиям.

Читати українською

Индустрия развлекательных центров достаточно сильно пострадала от пандемии, поскольку именно этого сектора больше всего коснулись карантинные ограничения. И если, например, операторы fashion-сегмента и общественного питания во время локдауна активно переходили в онлайн, то для развлечений этот путь был закрыт. Однако, несмотря на сложности в развитии, на рынке не было громких закрытий. Торгово-развлекательным центрам удалось сохранить операторов развлечений, которые остаются важными арендаторами украинских моллов. Издание Commercial Property проанализировало состояние и темпы развития индустрии развлекательных центров во время  Covid-19. RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами этого материала.  

В период локдаунов детский парк профессий Кидландия, расположенный в киевском Blockbuster Mall, ради выживания внедрял предпродажу билетов и запускал онлайн-версии некоторых услуг (например, онлайн-квесты и онлайн-праздники). Но такие меры, конечно, не заменили полноценную работу объекта. «Мы научились быть очень гибкими и готовыми к любым событиям. Однако Кидландия — это город в миниатюре, где дети могут почувствовать себя взрослыми. Такой формат предполагает живое общение и эмоциональный контакт, его невозможно полноценно передать в онлайне», — рассказывает управляющая детским парком профессий Кидландия Елена Русанова.

По словам директора консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова, операторы развлечений больше всего пострадали в результате пандемии. Развлекательный сегмент в отличие от ритейла не мог работать онлайн, поэтому был вынужден закрыться полностью или работать с ограничениями. Это привело к падению посещаемости и негативно повлияло на финансовые показатели. Несмотря на это, обязательства операторов развлечений по арендной плате, содержание персонала, налоговых отчислений и эксплуатационных расходов сохранялись. А это привело к росту задолженности в условиях отсутствия или значительного снижения товарооборота.

Крупнейшими операторами развлечений в Украине являются:

  • Fly Kids (15 парков в 14-ти городах Украины),
  • Papashon (7 локаций Papashon и Papashon Kids в 3-х городах),
  • Детская планета (6 парков в 6-ти городах),
  • Smile Park (3 локации в 3-х городах).

Среди крупнейших по площади развлекательных центров можно выделить семейные парки развлечений Galaxy в Blockbuster Mall и Lavina Mall в Киеве, но эти объекты находятся под управлением ТРЦ.

Нашумевшего закрытия развлекательных центров в Украине за последние полтора года не наблюдалось. Исключением является выход семейного развлекательного парка Happylon из киевского ТРЦ Ocean Plaza и закрытие сети «Веселий Вулик».

Но единичные примеры подписания новых договоров аренды с развлекательными центрами и парками развлечений период карантина также были. По информации компании UTG, в ТРЦ Planet Mall в Харькове был подписан договор с ДРЦ Smile Park (2900 кв. м), также еще два ТРЦ — Brama в Каменец-Подольском и S)mall в Виннице находятся на финальной стадии подписания договоров с такими операторами.

В прошлом году Papashon открылся в столичном ТРЦ Retroville. Как отмечают в компании, подготовку этого объекта было начато еще до пандемии, поэтому несмотря на сложную ситуацию на рынке были выполнены все обязательства перед партнерами. В то же время оператору пришлось закрыть развлекательный комплекс в Одессе из-за его низкой рентабельности.

Испытание на прочность

Через карантин хуже всего себя чувствовали киносети и операторы развлекательного сегмента. По информации компании Alef Estate, поток посетителей развлекательных зон в ее объектах в Днепре просел примерно на 15-30%.

«Поскольку такие арендаторы формируют основные потоки посетителей в зоны их расположения, снижение трафика негативно влияет и на товарооборот соседних операторов», — говорят в консалтинговой компании Colliers International Ukraine. Через адаптивный карантин развлекательные центры в разных регионах подвергались разным ограничениям. Всего в прошлом году около пяти месяцев они были на вынужденных каникулах. А в 2021 году РЦ не работали в январе и марте-апреле. Для большинства развлекательных центров это стало испытанием на прочность.

Детская развлекательная зона Happy Kids Park начала работу в сентябре 2019 года в киевском ТРЦ Dream Town. После первого локдауна количество посетителей упало на 50%. Позже показатель снизился еще на 12-17%. Для поддержания жизнедеятельности парка развлечений и оплаты всех государственных пошлин и платежей, наполнение парка должно достигать не менее 60% от возможного — говорят в компании. После последнего локдауна таких показателей объект не достигал даже в выходные дни.

Посещаемость сети Papashon в 2020 году по сравнению с докарантинним периодом снизилась на 50%. «Для обеспечения рентабельности работы нам необходимо вернуться к уровню посещаемости 2019-го», — объясняет операционный директор сети Papashon Роман Михайленко.

А вот в киевском ТРЦ Cosmo Multimall утверждают, что благодаря реконструкции и модернизации, падение посещаемости в развлекательных зонах не произошло. А некоторые развлечения, в частности, ледовая арена, боулинг и парк детских развлечений, продемонстрировали прирост посещаемости относительно предыдущих лет.

Развлечения во время пандемии

Несмотря на нелегкий период для развлекательных центров, они сохранили свои площади в составе ТРЦ. С начала пандемии в ТРК МОСТ-сити компании Alef Estate общая площадь детских развлекательных центров и парков развлечений для детей и взрослых не изменилась и занимает 11% общей площади объекта — 6670 кв. м. В ТРЦ Cosmo Multimall во время пандемии площади под развлечения тоже не сокращались и сейчас занимают около 16 000 кв. м (23% площади объекта), из них более 3000 кв. м — детский парк развлечений. В текущем году здесь открыли парк виртуальных развлечений площадью 600 кв. м и в течение трех месяцев ожидается еще открытие новой зоны для детей и взрослых — сообщила директор по маркетингу ТРЦ Cosmo Multimall Юлия Федоренко.

В ТРЦ Dream Town центры развлечений сейчас занимают более 10 000 кв. м, что составляет около 12% от его общей арендной площади, не считая кинотеатр, зоопарк, тир и прокат электротранспорта. Сейчас ТРЦ имеет планы по увеличению сектора спорта и развлечений.

По словам руководителя департамента аренды компании Budhouse Group Ярослава Иванова, площадь операторов развлечений  в ее объектах с начала пандемии не уменьшилась и сейчас составляет: в ТРЦ Fabrika в Херсоне — 5700 кв. м (8,8%, два оператора), в ТРЦ Lubava в Черкассах — 1080 кв. м (6%, один оператор), в ТРЦ Forum Lviv во Львове — 1290 кв. м (3,7%, один оператор). «Такая ситуация не является показателем отсутствия негативного влияния пандемии. Это ответ на актуальность увеличения форматов и расширение ассортимента услуг. Фактор COVID-19 может только отсрочить, но не отменить актуальность этого вопроса», — утверждает Ярослав Иванов.

До пандемии качественные развлекательные операторы выполняли трафикогенерирующую функцию и, как говорит Евгения Локтионова, сохранят ее дальше. Наиболее эффективными с точки зрения привлечения трафика останутся ДРЦ и кинотеатры. В то же время Ярослав Иванов отмечает, что эту функцию операторы развлекательного сегмента сохранят только если будут, как и другие операторы, соответствовать времени, обеспечивать технологическое развитие и, как следствие, повышать привлекательность все более требовательного потребителя.

Арендные ставки

Арендные ставки для операторов развлечений зависят от основных характеристик ТРЦ: расположение, формата, визуальной и транспортной доступности, концепции, посещаемости, размещения и размеров секций. Если учитывать Киев и региональные города, то, по данным UTG, цены колеблются в пределах $ 4-12/кв. м/месяц (без учета НДС и эксплуатационных платежей). Несмотря на карантин, ставки для таких операторов не изменились. Однако из-за пандемии оплата регулируется скидками или другими льготными условиями.

В объектах компании Alef Estate во время локдаунов были отменены арендные платежи, снижалась фиксированная ставка или арендаторы переходили на чистый процент от товарооборота. Для оплаты текущих счетов предоставлялись условия отсрочки. Ярослав Иванов отмечает, что в период действия ограничительных мер все арендаторы развлекательного сегмента в объектах компании Budhouse Group освобождались от платы аренды, а в периоды между локдаунами условия оплаты рассматривались индивидуально, корректировались в зависимости от оборотов, которые демонстрировали такие операторы.

А вот в ТРЦ Dream Town говорят, что во время локдаунов для всех арендаторов действовали общие условия. Однако ТРЦ оказывал маркетинговые преференции развлекательным операторам и интегрировал их в программу маркетинга по продвижению объекта. Такую же поддержку оказывали и другие ТРЦ. Например, в Cosmo Multimall в период полного локдауна усиливали коммуникацию через собственные каналы, рекламу, кросс-маркетинг, увеличивали активность и продвижение в социальных сетях ТРЦ. В компании Alef Estate также на период полных локдаунов предоставлялась усиленная рекламная поддержка развлекательным арендаторам.

Ближайшие перспективы для отрасли

Сейчас успешное функционирование торгового комплекса невозможно без развлекательной составляющей — убеждены в ТРЦ Dream Town. В то же время она может меняться, дополняться и проходить стадии обновления. «Сейчас может возникать ощущение, что спрос на услуги развлекательных центров упал. Однако на рынке есть фактор отложенного спроса. Если клиенты по какой-то причине не посещают развлекательные проекты сейчас, то они будут рады вернуться к привычному образу жизни, как только ситуация станет более благоприятной», — говорит Елена Русанова. По ее мнению, «домашний» режим сформировал новые потребительские привычки, но пока не появился формат, способный полноценно заменить эмоции и впечатления, которые получают потребители, выходя из дома и посещая развлекательные центры.

Запускать новые проекты пока рискованно — говорят игроки рынка. Поэтому в ближайшей перспективе глобального роста сектора не будет. Зато в случае повторения локдаунов небольшие компании могут уйти с рынка.

Хотя планировать и прогнозировать сроки открытия новых проектов сейчас сложно, в Кидландии понимают, как важно не останавливаться в развитии даже в период кризиса. Во время пандемии оператор запустил работу новой игровой станции и в ближайшее время планирует обустроить еще две в партнерстве с украинскими компаниями.

Для того чтобы принимать решение о расширении, сети Papashon нужно проработать хотя бы полгода без локдаунов и ограничений, и только после анализа поднимать этот вопрос на обсуждение. Впрочем, в компании обращают внимание на то, что в структуре ТРЦ наблюдается дефицит развлекательных центров. А это дает хороший потенциал для развития сектора в течение ближайших четырех лет.

Девелоперы и консалтинговые компании оптимистично смотрят на перспективы развлекательного сектора. Ведь для ТРЦ, в частности региональных объектов, такая составляющая является едва ли не самой важной в системе арендаторов, поскольку посетители приходят в большей степени для получения новых эмоций и опыта. Поэтому ожидается, что имеющиеся развлекательные центры будут меняться в зависимости от новых трендов и потребностей аудитории, будут появляться новые локации. «На рынке есть определенное количество игроков, которые готовы обсуждать реализацию достаточно масштабных проектов в качественных ТРЦ, хотя времена для развлечений сейчас тяжелые», — говорит Игорь Заболоцкий.

Он отмечает, что глобально оффлайн движется в направлении развития ТРЦ как мест социализации и времяпрепровождения, а не только шопинга. А это невозможно без развития сегмента развлечений и услуг в их составе. По данным Colliers Ukraine, новые ТРЦ в Украине сейчас проектируются с большими общественными зонами, сегментом развлечений, площадками для ивентов.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ СТАТЬИ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ПО ССЫЛКЕ

Читайте также —

Второй не лишний: какие ТРЦ Украины активно занимаются строительством второй очереди и когда ждать открытия


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка