Александр Бульба, СЕО Нова пошта: в конце сентября планируем выйти на рынок Польши
Как восстанавливается украинский e-commerce, будут ли у Новая пошта собственные «боинги» и на какие новые рынки собирается выходить компания.
До войны сеть Нова пошта состояла из 10 000 отделений. В настоящее время открыто 70% — 7000. Компания продолжает не только отстраивать сеть, но и готовится к выходу на новые рынки. Что происходило с почтовым оператором в начале полномасштабного российского вторжения и какие требования имеет компания к государству, в интервью LIGA.net рассказал СЕО Нова пошта Александр Бульба. RAU выбрала из его ответов главное.
О плане на случай войны и работе в первые дни
У нас был план, и мы готовили схемы эвакуации с востока. Но никто не мог предположить, что 27-28 числа уже будут оккупированы Ирпень и Буча. К такому невозможно было подготовиться. У нас был план на случай, если не будет мобильной связи, интернета, света, если будут разрушены дороги, какие есть альтернативы. План пригодился нам, но относительно эвакуации людей, грузов, надо было смотреть масштабнее.
Мы вместе с акционерами с восьми утра 24 февраля вручную координировали работу компании, быстро принимали решения, работали с логистами в телефонном режиме, проводили эвакуацию грузов, посылок, оборудования, людей из некоторых регионов.
Если бы 24 февраля мы не сплотились и не отработали весь процесс в таком режиме, то наши потери были бы гораздо больше. Надо отдать должное команде логистов, которые разработали четырехступенчатый план эвакуации и удачно его воплотили с помощью наших партнеров в регионах, которые постоянно были на связи и информировали нас о том, где находится враг.
Об обороте посылок
25 февраля мы уже возобновили работу там, где это можно было сделать. У меня остался скрин по обороту посылок на 26 февраля — там 2% от того, что было до полномасштабного вторжения. Дальше мы росли в зависимости от того, как психологически укреплялся характер украинцев. То есть, чем больше люди адаптировались, тем больше заказывали и пересылали.
Кроме того, очень много людей покинули дома прямо с рюкзаками. И Нова пошта помогала в доставке вещей из дома как по Украине, так и за границу. К примеру, сначала мы запустили акцию на доставку чемоданов или коробок с вещами до 30 кг за 120 грн по всей стране. В апреле мы запустили доставку в страны Европы со скидками до 80% — «Вещи из дома за границу». Личные вещи можно отправить в Польшу, Францию, Германию, Италию и т.д. Всего в 25 странах Европы, где больше всего украинцев.
Это давало нам дополнительный рост, и уже в апреле мы вернулись к половине грузооборота. На сегодняшний день около 80% оборота в пределах страны мы возобновили, иногда в какие-то дни выходим даже на 90%.
О международной доставке
Международная доставка возобновилась где-то на 38%. Если в прошлом году за первое полугодие мы доставили 5 млн международных отправлений, то сейчас почти 2 млн отправлений. Преобладает, как и до войны, импорт – люди продолжают заказывать товары в зарубежных магазинах, больше всего – на AliExpress и iHerb.
Но благодаря услуге «Вещи из дома за границу» и экспорт увеличился в 18 раз. За это время (апрель-июль) мы доставили 26 000 посылок в рамках услуги. Больше всего – в Германию, Польшу и Чехию. Услуга не рентабельна, но есть большая потребность в такой доставке, поэтому спрос все еще высок.
О выходе на европейский рынок
Уже в конце сентября мы планируем выйти на рынок в Польше. А потом мы будем выходить в тех странах, которые граничат с Украиной: Словакией, Румынией. Это будет первый этап, а дальше будем смотреть, как оно там продвигается, и уже планировать второй этап и другие страны. Также мы уже в Молдове и много лет там работаем.
Об e-commerce
Мы как никто заинтересован в работе e-commerce. Мы даже звонили, приглашали, сделали на сайте отдельный лендинг с работающими магазинами и из которых можно доставить товары через Нова пошта. Когда мы впервые создали этот лендинг, то там было 5 компаний, не было даже рубрик. Сейчас уже нужно скролить, там около 10 рубрикаторов: зоотовары, аптеки, косметика, техника и т.д. В общей сложности уже около 500 магазинов.
В общей сложности сейчас около 90% спроса на товары e-commerce восстановилось.
О требованиях к государству
Позиция Нова пошта здесь очень стала — это приватизация, чтобы предприятия руководствовались ответственными людьми, отвечающими за результат, и дерегулирование. А государство, напротив, придумало регулятора почтовых услуг.
Нас 20 лет никто не регулировал и компания нормально работала. Зачем регулировать почту? Это выглядит как способ контролировать, штрафовать, наполнять бюджет.
О сокращениях
В топ-менеджменте увольнений не было. Были ротации. Среди 2500 замороженных позиций около 1500 это был средний менеджмент, а около 1000 — рабочие профессии. Речь идет о людях из отделений, не работавших из-за оккупации или близости фронта. Но сейчас часть уже возобновила работу, а часть работает в других регионах.
О зарплатах
У нас был один месяц, когда мы не выплачивали премии фронтлайна – это март. С апреля обновили их. Топ-менеджмент на один месяц полностью отказался от зарплаты. Мидл-менеджмент мы частично снизили зарплату. Сделали это в диалоге. Мы договорились, что в марте получаем 30% от довоенного уровня, в апреле – 40%, в мае – 70%.
Мы договорились, что будем восстанавливать зарплаты с учетом того, как мы зарабатываем. К примеру, если у нас грузооборот вернулся на 50%, то и с зарплатой мы можем вернуться на 50%. Если 70%, то 70% заработной платы.
Но важно уточнить — для фронтлайна мы зарплату не сбавляли. Это операторы, логисты, грузчики, работники колл-центра. Был только март, когда мы не выплачивали премию.
О замороженных планах
Запорожский терминал уже окончен, должны были открывать 26 февраля. В Одессе фундамент терминала уже есть, в Киеве должны были начать строительство нового терминала.
Мы ничего не вычеркиваем, мы только чуть-чуть откладываем. Что касается инноваций, на которые не нужно сотни тысяч инвестиций, то мы их продолжаем. Это касается и нового мобильного приложения, и нового сайта, и роботов в отделениях и терминалах, это и «цифровой адрес».
О собственной авиакомпании
У нас есть договоренность с лизинговой компанией, что мы будем брать в лизинг несколько бортов. Это будут «боинги». Пока переговоры продолжаются, хоть и немного медленнее.
На Нова пошта Глобал, на международную доставку у нас очень большие надежды. Ибо видится так, что Нова пошта может стать новым лидером доставки в мире.
Если вспоминать опыт наших клиентов, которые использовали сервисы нашей компании в Украине и сейчас они не очень реагируют на европейские или американские почты, то видим, что в целом можем иметь большой успех в случае правильного подхода, правильного маркетинга и т.д. Нужно тщательно к тому подготовиться, ведь на международных рынках у нас очень большие виды. У нас большие амбиции.
Читайте также
Польский гамбит: удастся ли Нова пошта закрепиться на рынке Польши