Польский гамбит: удастся ли Нова пошта закрепиться на рынке Польши

Польский гамбит: удастся ли Нова пошта закрепиться на рынке Польши

29.07.2022 08:45
  2117
Костянтин Симоненко

Выход на польский рынок – первый этап глобальной экспансии, которую затеяли владельцы Нова пошта Вячеслав Климов и Владимир Поперешнюк. До полномасштабного вторжения компания фокусировалась на развитии в Украине, где получила доминирующее положение.

Читайте українською

Как пишет Forbes, о планах экспансии сообщил директор Нова пошта в Польше Дмитрий Вергун. Первое отделение появится в Варшаве уже в сентябре. По словам Вячеслава Климова, глобальное развитие было в стратегии компании, но сильно задержались с его реализацией: «Войну мы встретили, имея только НП Молдова и НП Global, которая обслуживала доставки из США, Европы и Китая в Украину. Этого явно мало».

За восемь лет работы в Молдове Нова пошта открыла около 20 отделений и 130 почтоматов. Также там она предоставляет курьерские услуги. Компания пыталась закрепиться на рынке Грузии, однако шесть пилотных отделений были закрыты без объяснения причин. «Мы изучили этот урок и скоро станем гораздо более глобальными», – говорит Климов. В фокусе – страны Восточной Европы, где большая концентрация украинских беженцев.

Первый шаг будет сделан в Польше, приютившей около 2 млн беженцев из Украины. Еще около одного миллиона там было до войны, и все они знают этот бренд. Поэтому Новая почта рассчитывает как минимум на 30 млн посылок в год, которые будут посылать украинцы. На одного украинца, по данным Нова пошта, приходится около 10 посылок в год, поляк отправляет 22-24 посылки.

Экс-гендиректор Meest Group Марцин Куксинович оценивает польский рынок примерно в 1 млрд отправлений в год, то есть почти в два с половиной раза больше украинского. Емкость польского рынка оценивается в 1–3 млрд евро. По словам эксперта, польский рынок поделили между собой три мощных игрока: лидер InPost, сделавший ставку на почтоматы и захвативший 45% рынка, Poczta Polska с разветвленной сетью отделений и DPD. Также есть мировые игроки, такие как DHL, UPS и FedEx. Чтобы с ними конкурировать на новом рынке, требуются новые сервисы и ноу-хау. Но предложить что-нибудь новое будет крайне трудно.

Бизнес модель местных игроков существенно отличается. В Польше, по словам Куксиновича, немногие игроки предпочитают развитие собственных отделений. Логистические компании либо устанавливают почтоматы, либо работают через посредников, например через сети магазинов, которые выдают посылки.

Управляющий партнер консалтинговой компании «3e Consultants» Олег Каленский сомневается, что основное логистическое решение компании – доставка «от отделения к отделению» – будет таким же популярным в ЕС, как и в Украине. Поэтому рекомендует поставить в приоритет развитие сети почтоматов как самый популярный способ доставки посылок в Польше. По оценке Каленского, в открытие одного отделения в Польше нужно инвестировать 30 000–50 000 евро.

В самой компании пока не знают цену входного билета. «На классическую экспансию нужно много денег, будем проводить разведку боем», – говорит Вячеслав Климов.

«В отделениях украинцы смогут не только отправить посылку домой, но и получить консультацию по разрешенным для перевозки отправлениям, получить посылки из Украины», – говорит Вергун.

У украинских мигрантов в Украине остались родственники, в том числе военнослужащие, с которыми они обмениваются грузами, деньгами. «Из Польши в Украину отправляют много гуманитарной помощи», — говорит Каленский. Начав с трансграничной логистики, Нова пошта может расширить спектр услуг. К примеру, предложить украинцам в Европе свои финансовые сервисы (денежные переводы).

Инвестируя в инфраструктуру, Нова пошта понадобится 7–10 лет, чтобы приблизиться к лидерам европейского рынка адресной доставки.

«В 2021 году украинцы отправили через Нова пошта 372 млн посылок (+14%) – в несколько раз больше, чем через государственную Укрпошта. Компания занимает 65% рынка посылок, Укрпошта – до 25%, Meest – до 3%», – говорит Куксинович.

Выручка НП за 2021 год выросла более чем на 20% по сравнению с 2020 годом. НП его завершила с доходом 16,9 млрд грн и чистой прибылью 991 млн грн. Доход основного конкурента – Укрпошта – 9,2 млрд. грн.

Читайте также —

Нова пошта откроет филиалы за рубежом: первый – в Польше, далее в планах – Словакия и Румыния


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка