Экспортная ориентация: Нова пошта, «П’яна вишня», Черноморка и другие украинские компании, во время войны вышедшие на новые рынки.
Кто из украинских игроков ритейла и смежных областей за последние месяцы – после начала полномасштабного вторжения страны-террориста в Украину – активизировал процесс выхода на новые рынки, смог переориентировать свой бизнес на экспорт или начал продавать франшизы за границей.
Война кардинально поменяла украинский рынок и условия ведения бизнеса. Из-за временно оккупированных территорий, массового переселения в западные регионы Украины и за границу, а также сокращения и изменения спроса, отечественным компаниям пришлось срочно пересматривать свою стратегию, изменять приоритеты и искать новые подходы к потребителю, чтобы хоть как-то удержаться на плаву.
Выход на зарубежный рынок для многих игроков является не способом масштабирования, а спасательным кругом для сохранения бизнеса. RAU сделал обзор компаний, которые за месяцы деятельности во время войны уже успели сделать первые шаги по завоеванию зарубежных рынков.
Нова пошта
По словам сооснователя «Нова пошта» Вячеслава Климова, уже сейчас понятно, что в течение некоторого времени объемы украинского рынка будут меньше, чем до войны. Поэтому отечественный бизнес уже сейчас должен диверсифицироваться и обязательно заниматься экспансией западных рынков.
«Нова пошта» предпринимала определенные шаги в этом направлении еще до войны, запустив услугу Нова пошта Глобал, но война подтолкнула компанию к более активным и целенаправленным действиям в этом направлении. В течение трех месяцев Нова пошта открыла компанию в Польше. Одним из главных драйверов этого открытия была гуманитарная логистика, поскольку наличие польской компании облегчало возможность возить из Европы гуманитарные грузы. Но, по словам Вячеслава Климова, постепенно эта компания будет наращивать и коммерческую логистику.
Укрпошта
Неожиданный шаг по выходу на внешний рынок предприняла «Укрпошта», открыв собственный магазин на Amazon. Таким образом, «Укрпошта» стала первой почтовой компанией в мире, которая это сделала. Эту новость на своей странице в Facebook сообщил гениральный директор «Укрпошти» Игорь Смелянский.
«Несмотря на то, что в основном законе Украины не закреплено право украинцев иметь доступ к площадке Amazon, нам с командой очень хотелось это право им предоставить. Тем более, там много полезных вещей для ВСУ и ТРО. И мы будем делать все, чтобы эта мечта исполнилась. Но пока Амазон не идет к нам, мы решили пойти в Амазон, чтобы лучше познакомиться с ним, прежде чем привести его в Украину. Мы долго к этому шли, и теперь наши клиенты по всему миру, а особенно в США, смогут приобщиться к украинской мечте. И кто знает, может, совсем скоро на этой площадке, в магазине Укрпочты появятся и ваши товары, которые мы с удовольствием доставим в США, осуществив мечту выхода на мировой рынок!» – написал руководитель госкомпании.
Сейчас в магазине Укрпочты на Amazon есть марки с кораблем и «Мрією«, а также одежда и кепки с российским кораблем. Ссылка на официальный магазин Укрпошта в Amazon: http://surl.li/chpds
Чорноморка
До войны сеть «Чорноморка» насчитывала 25 работающих ресторанов, еще 26 – были в строительстве. В месяц компания открывала по четыре заведения под брендами «Чорноморка», Селедочная, Анчоусна, Чебуречная и имела большие планы по дальнейшему расширению внутри страны. Но война резко изменила фокус и приоритеты компании. По словам основательницы и CEO Черноморки Ольги Копыловой, сеть не будет открывать новые рестораны в Украине, а будет расширяться в Европе.
Уже в конце апреля «Чорноморка» вышла на европейский рынок – сначала на рынок Молдовы, а затем – Румынии.
В Молдове ресторан вместе с местным партнером открыли всего через три недели. С открытием ресторана в Румынии было больше сложностей из-за языкового барьера и различий в менталитете. Однако сеть не собирается на этом останавливаться и планирует открытие ресторанов в Варшаве и Кракове, еще два заведения в Румынии, два ресторана в Германии и по одному в Праге и Цюрихе.
«Я не знаю, кто сейчас может на европейском рынке сравниться с нами по срокам окупаемости бизнеса», – констатирует Ольга Копылова.
GastroFamily Дмитрия Борисова
В середине июня основатель сети ресторанов GastroFamily Дмитрий Борисов объявил об открытии франшиз в разных странах мира. В частности, франшизу можно купить в Польше, Германии, Великобритании, США, Канаде или ОАЭ.
Как сообщил ресторатор на своей странице в Facebook, выбрать формат для франшизы можно в зависимости от того, сколько партнеры готовы инвестировать в бизнес и какие цели ставят перед собой:
- Food Point, кафе-ресторан с быстрой доставкой (от 12 кв. м, необходимые инвестиции – от 30 000 евро);
- Ресторан с выдачей блюд за 300 секунд и доставкой за 15-30 минут (от 50 кв. м, необходимые инвестиции – от 50 000 евро);
- Фуд-холл GastroFamily Market, объединяющий 3-7-10 ресторанных концепций на одной локации (от 250 кв. м, необходимые инвестиции – от 250 000 евро).
За франшизой можно будет открыть заведения под брендами Белый Налив, БПШ, Chicken Kyiv, Mushlya, Varenyky Now, Oxota na Ovets, RONIN, Crab’s Burger, Philadelphia, «Шашлыки, вино и друзья», Ватра, Pinzarella, Dogs&Burgers или Коробка-бар. Компания будет дополнительно предоставлять консультации по уплате налогов и поможет найти помещение. При этом убегающим от войны украинцам предлагают особые условия: 50% скидки на паушальный взнос (10 000 евро вместо 20 000 евро) и освобождение от роялти на первые шесть месяцев.
«Мы с командой годами строили технологический бизнес, чтобы сейчас франчайзи могли быстро открыться в любой точке земного шара», — написал основатель сети ресторанов GastroFamily Дмитрий Борисов.
Холдинг !Fest
Продолжает экспансию на европейский рынок и Андрей Худо. 1 мая он вместе с партнерами открыл новое заведение «П’яна вишня» в Варшаве по адресу Krakowskie Przedmieście, 31.
А 23 июня команда холдинга приняла участие в международной кофейной выставке в Милане, где на собственных стендах представила европейской аудитории кофе собственного приготовления и кофейные зерна украинской обжарки.
Lviv Croissants
Готовится к выходу на европейский рынок и сеть Lviv Croissants. Владелец Lviv Croissants Андрей Галицкий уже имеет отрицательный опыт самостоятельного выхода на польский рынок. В 2018 году сеть вышла в Польшу, но через год из-за ошибок в выборе локации и ассортимента неприбыльное заведение закрыли. На этот раз бизнесмен организует свой бизнес с местными партнерами, которые уже работают на местном рынке много лет. «Сейчас хотим открыть несколько заведений, чтобы диверсифицировать риски, если где-то не попадем с локацией, – говорит Галицкий. – Если модель будет успешна, то мы не будем ждать год, а сразу начнем формировать предложение по продаже франшизы, в том числе тем, кто переехал в Польшу и планирует открыть свой бизнес». В целом, уже в этом году компания планирует запуск франшизы в Варшаве, Вроцлаве, Гданьске и Гдыне.
К тому же после знаменитого визита Анджелины Джоли популярность сети зашкаливает, а выручка выросла на 20%. Андрей Галицкий надеется, что неожиданный визит Джоли в Lviv Croissants поможет сети не только закрепиться на польском рынке, но и облегчит выход на рынок США, к которому присматривается ресторатор несколько лет подряд. Он уже нашел потенциального партнера, с которым планирует открыть совместное предприятие в этом году. «В маркетинге, возможно, будем делать акцент на факте, что Джоли выбрала нас, но если мы и используем историю для активизации продаж, то прибыли опять же направим на благотворительность», — уверяет Галицкий.
Ресторан Mriya в Лондоне
20 июля шеф-повар Юрий Ковриженко вместе с партнерами открывает в Лондоне ресторан украинской кухни Mriya. Интервью с основателем ресторана появилось на портале The Village. По словам Ковриженко, этот ресторан станет «гастрономическим посольством Украины»: в меню будут украинские блюда в авторской подаче Ковриженко, который долгое время популяризировал украинскую кухню за границей при поддержке МИД.
Mriya будет работать в формате необистро с украинскими блюдами, но в авторских облегченных вариациях. Например, в заведении можно будет отведать кабачковые оладьи со страчателлой, борщ в сезонных вариациях и цитрусовый тарт. Ожидается, что средний чек будет составлять 60-65 фунтов без вина или напитков.
Ресторан имеет 45 посадочных мест внутри, 18 на летней площадке и небольшой сад. 12 рабочих мест на запуске планируют использовать для трудоустройства украинцев, которые временно находятся в Великобритании из-за войны.
Читайте также —
Боевая франшиза: как быстро масштабировать бизнес в военное время