Крупнейшая сеть АЗС Игоря Коломойского, которая до войны занимала четверть рынка, может не пережить зиму. Кто и как может спасти этот бизнес — исследовало издание
Liga.
RAU предлагает ознакомиться с главными тезисами этого материала.
От четверти рынка до ограбленных заправок. Почему приходит в упадок топливная империя группы Приват
До большой войны самой распространенной в Украине сетью по розничной торговле топливом были АЗС объединения брендов, которые на рынке было принято называть группой Приват. 1625 станций (около 25% рынка), большинство из которых работали под названиями Авиас, ANP и Укрнафта, реализовывали топливо производства Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).
Согласно заключению АМКУ, сделанному в 2021 году, все заправки огромной сети продавали топливо эксклюзивной марки Укртатнафты (владелец НПЗ) Keropur ENERGY по одинаковым ценам. Кроме этого центрального элемента топливного гиганта, заправки объединяла система безналичного расчета топливными картами Авиас.
Но после национализации в 2022 году Укртатнафты, нефтедобывающей Укрнафты и сети одноименных АЗС (535 станций) «приватовская» топливная империя начала распадаться. В условиях общего падения спроса на топливо и без нефтеперерабатывающего завода, который ранее обеспечивал сети самые низкие на рынке цены, продажи АЗС Приват в 2022 году упали на 40% от довоенного уровня, оценивали тогда эксперты.
Переход к продажам импортного топлива дался сети непросто. Из-за сложностей с поиском иностранного ресурса в начале 2023 года цены на станциях бывшего дискаунтера были одними из самых высоких на рынке. Впоследствии стоимость топлива стала понемногу падать, обращали внимание эксперты.
После потери конкурентного преимущества в виде низких цен критической проблемой стала слабость инфраструктуры на АЗС. На многих станциях сети нет даже магазинов.
Проблемы оператора дополнительно обостряются из-за увеличения налоговых расходов. В ноябре Верховная Рада приняла закон, согласно которому топливная розница должна платить 60 000 грн авансового взноса налога на прибыль за каждую АЗС. Норма негативно отразилась даже на деятельности лидеров рынка, которые могут принять решение о закрытии или консервации малоэффективных точек, высказывали мнение эксперты.
На приватовских АЗС еще до вступления в силу закона начались перебои с реализацией топлива. Как отмечал в октябре директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн, клиенты Авиас неоднократно жаловались на прекращение продаж топлива. Среди возможных причин — нехватка оборотных средств. «На рынке рассказывали, что «приватовцы» несколько раз не могли заплатить за законтрактованное топливо. Также постоянно сигнализируют о долгах по зарплатам персонала всех уровней», — писал эксперт.
В таких обстоятельствах обозреватели и участники рынка фиксировали закрытие большого количества топливных комплексов группы «Приват». По оценке Куюна, по состоянию на октябрь около 150 станций сети были закрыты как нерентабельные. Через приложение отображались 529 действующих станций.
«Сеть сильно оптимизировалась. На март 2024 года там насчитывалось около 600 станций, но динамика очень плохая. По нашей информации, на сегодня осталось лишь около 200 работающих заправок», — рассказал главный редактор издания Нефтерынок Александр Сиренко.
Он считает, что к этому результату Авиас и другие бренды сети пришли из-за недостатка финансирования для доставки нефтепродуктов на все точки разветвленной сети. Вторая причина — увеличение налоговой нагрузки, которое привело к закрытию нерентабельных станций.
Что можно сделать с заправками сети
По оценке Леушкина, в теории из станций группы Приват, которые еще работают, можно реанимировать около 100-150 точек. Средства на это можно было бы найти через пошаговую продажу или сдачу в аренду другой части станций.
«Можно из всей этой кучи АЗС отобрать изюминки и склепать пусть не топ-игрока, но вполне крепкого середнячка. Но будет ли делать это менеджмент без бенефициара — вопрос», — считает Дмитрий Леушкин.
Кроме вышеприведенных станций, еще ранее сеть потеряла 245 заправок брендов Авиас и ANP, которые через суды смог вернуть в свою собственность ПриватБанк. Финучреждение выставило АЗС на продажу, а в октябре было сообщено о победителе тендера — малоизвестном импортере топлива, компании «Макс энерго ресурс».
С тех пор прошло три месяца, но участники до сих пор не могут обеспечить реализацию сделки на небольшую для размера актива сумму в 695,9 млн грн. АМКУ отклонил два подряд заявления ПриватБанка и «Макс энерго ресурс» о разрешении на приобретение из-за отсутствия нужных сведений и документов.
«Причина отклонения заявок, как я понял из публичной информации, — комитет не увидел у победителя тендера данных о происхождении средств. Как они их получили или кто им их предоставил», — комментирует Александр Сиренко.
По его мнению, если повторные заявки также будут отклонены, то 245 станций вернутся в ПриватБанк «как хлам». Сможет ли Приват найти другого покупателя на актив, к которому — по крайней мере публично — не проявили интереса ключевые игроки рынка во время первого аукциона?
В любом случае для восстановления даже более-менее рентабельных заправок понадобятся сотни миллионов гривен. Игорь Супруненко планировал на первом этапе запустить в работу 55-60 заправок, вложив в это около 500 млн грн.
«Заправкам нужен собственник, который мог бы заниматься этим активом. Сейчас много примеров, когда проблемные сети передаются в управление тем, у кого это хорошо получается. Напрашивается вывод: если мы хотим, чтобы этот актив работал, его надо продавать в Укрнафту. Тем более, что и ПриватБанк, и Укрнафта находятся в собственности государства», — считает Александр Сиренко.
Напомним, что ранее Укрнафте передали в управление 83 заправочные станции сети Glusco. В ноябре компания приобрела 118 АЗС сети Shell, покинувшей украинский рынок. Сейчас Укрнафта оперирует 746 заправочными станциями. Госкомпания стала крупнейшим игроком рынка, заменив группу «Приват».