
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Как всего один магазин с персоналом в 900 человек может приносить выручку в 2 млрд грн. Один из совладельцев Good Wine рассказал секрет их успеха.
Дмитрий Крымский, один из совладельцев Good Wine в Youtube-проекте «Перший мільйон з Борисом Давиденком» рассказал, почему не масштабировались и не планируют этого делать, о том, что тратят много усилий, чтобы найти персонал и ничего не делают в маркетинге. В материале Forbes представлена сокращенная текстовая версия, а RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами.
В 2006 году Владимир Шаповалов и Дмитрий Крымский открыли Good Wine в формате Cash&Carry площадью 1200 кв. м. в Киеве на улице Мечникова. Через 17 лет у компании только один этот магазин, который приносит владельцам 2 млрд грн в войну. Интересно, что такая же выручка была в довоенном 2021 году.
Сам супермаркет Good Wine не масштабируется, но в структуре компании Бюро вин (юрлицо бренда Good Wine) есть одноименный винный дистрибьютор, сетевой дискаунтер алкоголя Bad Boy, ресторан Lucky и кофейни Yellow Place. Их выручка в 2023 году ожидается в 5,5 млрд грн, говорит Крымский.
С одной стороны, конкурентами компании есть все супермаркеты, с другой – никто. Good Wine – важная точка на карте, куда люди приезжают не только из других районов, но и городов. Его можно сравнить с парижским универсальным магазином Bonmarche или с лондонским Harrods, которые тоже не масштабируются и имеют своих поклонников.
Для поиска нового человека уходит много времени и усилий. Многим людям отказывают – это больше касается не профессиональных навыков, а их внутреннего мира и ценностей.
Для предпринимателей важно, чтобы люди, развивающие бизнес в нашей компании, были носителями культуры. Покупатели чувствуют, когда персонал искренний и не пытается что-то им впарить.
В этом году минимальная зарплата в компании – 22 000 грн, а максимальной суммы нет. Чтобы персонал имел на выходе что-то, кроме пенсии от государства, делаем их акционерами: предоставляем им определенную долю компании. Если человек хочет ее продать, только компания может эту долю выкупить. Выходит такой крупный семейный бизнес на 900 человек.
У Good Wine существует идея ценности, а уже потом идет бизнес-план. Магазин строится вокруг продукта, а к его выбору очень придирчивы.
Что касается вина, то украинцы больше пьют сухие вина, меньше полусладкие, хотя 20 лет назад ситуация была наоборот. Зимой предпочитают красные, летом – белые. Наиболее популярное вино – французское или итальянское. Если французское, то плюс-минус столовое, если итальянское – Pinot Grigio. Бенчмарк – новозеландский Marlborough Sun.
Какие-то клиенты уехали, но появились новые. А локальный продукт стал более востребованным, потому начали развивать продукцию локальных фермеров – было 60, стало – 160.
Предприниматели поняли, что масштабирование им не нужно, а владелец бизнеса должен присутствовать почти всегда. Клиенты говорят, что когда видят здесь тебя, то понимают, что нужно продолжать ходить. Если ты здесь покупаешь, и я буду покупать тоже.
Что касается маркетинга, то идеально делать продукт, который не нужно продвигать. Он настолько уникален, что люди хотят его покупать и другим о нем рассказывать. Они становятся амбассадорами. В маркетинге сейчас почти ничего не делаем. Максимум – информируем клиентов. Если что-то рекламируем, то, скорее всего, поддерживаем какой-то фонд.