Ольга Шевченко, EVA: Внедрим новый концепт магазинов для торговых центров
Исполнительный директор сети магазинов EVA о новых форматах магазинов, запуск собственной службы доставки, инвестиции и планы развития на следующий год.
Сеть магазинов EVA — лидер украинского рынка drogerie-ритейла. Первый магазин компании РУШ, которая развивает сеть, открылся в 2002 году в Днепре, а сейчас EVA насчитывает уже 943 торговые точки в стране и не планирует останавливаться в развитии. Задача на следующий год — еще, как минимум, 180 магазинов по Украине. О том, благодаря чему сети удается развиваться динамично, сколько она инвестирует и какие новые форматы появятся уже до конца текущего года в интервью порталу Investory News рассказала исполнительный директор компании Ольга Шевченко. Редакция RAU отобрала наиболее интересные тезисы материала.
О тенденциях на рынке drogerie
Основной тренд, который сейчас есть в сегменте drogerie, — это формирование положительного потребительского спроса. Все большее значение для ритейла приобретают именно эмоции покупателя, которые он получает от любого контакта с брендом — начиная от торговой точки и заканчивая рекламой на телевидении. Все крупнейшие операторы рынка начали уделять этому очень большое внимание. И это, наверное, один из ключевых трендов, где украинский ритейл на высоте.
Ритейлеры внедряют новые форматы, концепции, дизайны, чтобы покупатель получил от покупки положительные эмоции. И в этом мы не хуже ни европейского, ни мирового рынка.
Мы тоже в этом направлении активно развиваемся и делаем всевозможные приятности в наших магазинах, такие как: детские уголки для развлечений детей, или дополнительные активности, которые не приносят какого-то коммерческого профита.
О внедрении нового формата магазинов
В новом году наши покупатели увидят обновленный дизайн магазинов, который станет современным. Также мы запустили в тестовом режиме принципиально новый формат, который пока имеет рабочее название EVA Beauty. Первый пилотный магазин планируем открыть уже в декабре в новом торговом центре в Днепре. А уже в следующем году попробуем представить этот формат покупателям Киева и других городов.
Главное отличие нового формата EVA Beauty в том, что больше внимания мы уделим категориям красоты. А вот товаров для дома и бытовой химии там не будет вообще.
К тому же эти магазины будут отличаться дизайном и атмосферой. Этот концепт разработан для торговых центров, хотя он имеет право на жизнь и в стрит-ритейле.
Об увеличении онлайн-продаж
Сейчас нашему интернет-магазину исполнился год. По состоянию на ноябрь мы достигли показателя в 1500 заказов в день. Но по сравнению с «мастодонтами» этого рынка — это очень маленький показатель, поэтому сейчас мы активно работаем в этом направлении. В следующем году планируем значительно увеличить прирост e-commerce и развивать модель омниканальности. Это наш приоритет на несколько последующих лет.
Мы планируем увеличить количество точек выдачи товаров, заказанных через наш сайт. Сейчас их уже 43, а в следующем году будет еще больше.
Сейчас такие пункты есть в Киеве, Днепре и Одессе, а дальше будем активно расширяться в столице и других городах, в том числе и в маленьких. Это очень удобно для покупателя, поэтому это приоритет для нас на следующий год.
О запуске собственной службы доставки
Также в новом году мы запустим собственную службу курьерской доставки. Пока она будет работать в Киеве. Будем доставлять наш собственный товар со склада, а не из магазинов. Кстати, на сайте ассортимент товаров гораздо шире, чем в магазинах, — раза в три.
Магазины у нас небольшие, поэтому мы не имеем возможности представить весь ассортимент, который можем предложить. Поэтому товар забирается только со склада.
Сейчас доставляем через такие службы, как Нова пошта или Meest Express. А уже в новом году у нашего покупателя будет возможность заказать доставку по адресу, и наш курьер это сделает. Это очень удобно, хотя и требует от нас большой работы в направлении логистики.
Про планы развития сети
В наших планах — расширить сеть до 970-ти магазинов до конца года. Если посмотреть на динамику, то в прошлом году мы открыли 178 магазинов, в 2017-м — 168. Да, это хорошая динамика, мы растем. Это наша ключевая компетенция: мы хорошо умеем это делать, работать с геомаркетингом, определять качественные локации. У нас очень профессиональные специалисты. Но мы не гонимся за количеством, мы растем благодаря открытию эффективных магазинов.
На следующий год план такой же, каким был на текущий — 180 магазинов. В основном это будет западный регион, где мы пока представлены еще не так широко, как в центральном и южном.
Сосредоточимся на открытии собственных точек, ведь предварительно все тщательно анализируем, чтобы знать, в каких городах и локациях открываться. Мы не рассчитываем где-то кого-то поглотить, мы рассчитываем только на себя.
Но и такие сделки бывают. Ведь региональные сети уходят с рынка и обращаются с предложениями приобрести остаток их товара и переоформить на себя права аренды помещения. Если такие предложения поступают, мы оцениваем локации и, если они нам интересны, соглашаемся.
О результатах работы и размере инвестиций
Каждые два года мы растем в два раза. За 9 месяцев этого года получили 9,1 млрд грн чистого дохода без учета НДС. Это + 57% к показателю предыдущего года. В следующем году надеемся сохранить такую же положительную динамику. По состоянию на начало декабря у нас было 9,6 млн чеков в год. Средний чек составляет 131 грн.
Открытие одного магазина обходится в 1-1,5 млн грн. Средства идут на ремонт и оборудование. Срок окупаемости наших магазинов составляет 2-4 года.
К открытию мы делаем подробные прогнозы и очень четко следим, чтобы сделанные инвестиции вернулись в полном объеме в виде чистой прибыли в период, не превышающий четыре, а лучше три года.
За 2016-18 годы мы инвестировали 800 млн грн. В этом году наши инвестиции в развитие сети составили около 200 млн грн, такая же сумма была потрачена на логистику и e-commerce. В следующем году основным направлением инвестирования будет развитие информационных технологий, e-commerce и логистики. В 2020 году планируем увеличить количество распределительных центров до четырех — пока ищем площадку в Одессе, чтобы запустить РЦ в 2021 году.
О привлечении кредитных средств и планах на IPO
Привлекаем краткосрочные и долгосрочные кредиты. Но мы очень консервативны в этом вопросе. Очень взвешенно подходим к привлечениям и четко придерживаемся баланса: 85% инвестиций мы покрываем за счет собственной прибыли.
Что касается выхода на IPO, то на следующий год у нас таких планов нет. И острой необходимости в этом тоже нет. Сейчас мы достаточно прибыльная компания, которая самостоятельно покрывает стратегические инвестиции.
Впрочем, к листингу мы готовы. Уже не первый год мы ведем отчетность по стандартам МСФО. Уже четвертый год подряд нашу отчетность утверждает одна из аудиторских компаний большой «четверки» — KPMG. Мы публичны уже 12-й год, с момента первого выпуска облигаций.
По материалам: Investory News
Читайте также —
Руслан Шостак, EVA и Varus: Наша цель – быть в топ-500 мировых компаний