Новые планы Эпицентр К: открытие сети аптек, реформат Нова Лінія и многое другое
Сооснователь группы компаний Эпицентр К Александр Герега и гендиректор компании Петр Михайлишин рассказали о нынешнем состоянии бизнеса и планах по его развитию.
В эксклюзивном интервью Интерфакс-Украина сооснователь группы компаний Эпицентр К Александр Герега и генеральный директор ООО «Эпицентр К» Петр Михайлишин рассказали, почему не боятся конкуренции с IKEA, где будут открывать новые магазины, какие товары производить в Украине и многом другом. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этой беседы.
О реконструкции ТЦ и новых форматах
Первый гипермаркет Эпицентр был построен в 2003 году в Деснянском районе столицы по прототипу польской Castorama. Однако современные ТЦ Эпицентр не имеют ничего общего с магазинами, которые открывались даже десять лет назад. Так, вскоре откроется в новом формате Эпицентр во Львове на Окружной (был запущен в 2006 году). Здесь появится хаб доставки и drive-in арена — по сути отдельная торговая территория, куда можно заехать на машине и сразу загрузить нужный товар. Подобные drive-in арены есть в Германии.
Аналогов формата Эпицентр в мире не существует. Потому что нигде нет столько собранных под одной крышей мощностей и магазинов в формате shop-in-shop. Если 10 лет назад у нас было 40 торговых департаментов, то сейчас их уже более 70-ти. Некоторые новые бренды, которые выросли из отдельных отделов гипермаркета в течение последних лет Эпицентр намерен активно расширять за пределами своих ТЦ (сейчас их уже 73). Например, центры техники Це Те, галерею Деко, швейцарскую сеть магазинов спорттоваров Intersport, детский магазин Эпик в новом концепте и др.
Ко Дню независимости запустили второй в Виннице ТЦ площадью 25 800 кв. м. Фактически он стал нашим флагманом — именно здесь представлены shop-in-shop в новых форматах, а также новые концепты – «Дом воды» и «Продукты». А перед этим, в марте, открыли обновленный первый ТЦ в Виннице, увеличив его общую площадь с 22 000 кв. м до 36 000 кв. м.
Сейчас у компании много строек. Например, в Запорожье строится третий ТЦ площадью 23 000 кв. м. В Кропивницком будет расширен ТЦ на 10 000 кв. м — до 28 000 кв. м. В настоящее время завершили переформатирование торговых центров во Львове, Харькове и Днепре, в планах — в Хмельницком. Продолжается финансирование строительства ТЦ в Житомире, Долине, Калуше, Первомайском, Мелитополе. И еще в планах 12 ТЦ оптимального формата в небольших городах.
О планах по развитию сети
Наиболее бурным периодом развития компании были 2007-11 годы, а пик успеха пришелся на 2012-13 годы. В этом году Эпицентр выйдет на показатели 2013 года в долларовом эквиваленте.
В 2019 году совокупный товарооборот ООО «Эпицентр К» составил 54,8 млрд грн, Нова Лінія – 6,3 млрд грн. Если сравнивать с 2018 годом динамика прироста составила, примерно, 10%. В прошлом году компания инвестировала свыше 9,5 млрд грн в строительство элеваторов, покупку техники, строительство новых ТЦ, достройку завода керамической плитки в Калиновке (в 2021 году будет запущена третья линия). В планах – начать производство санфаянсовых изделий (раковин, унитазов).
Компания интересуется участками под строительство новых торговых центров, поскольку планирует и в дальнейшем заходить в районные центры. Кроме того, рассматриваются крупные города. Во многих из них прорабатываются интересные локации для потребителя. Есть также большой запрос на трех-четырехэтажные Эпицентр в районах ближе к центральной части Киева. Пока это только концепт. Еще нужно разработать проект, который мог бы воплотиться в контурах крупных городов.
Сейчас мы концентрируемся на строительстве магазинов Эпицентр оптимального формата – 4000-6000 кв. м в райцентрах. Мы готовы открыть еще ориентировочно 50 таких объектов.
Большинство из почти 600 райцентров в Украине имеет небольшое население – 10 000-15 000. Там не целесообразно открывать ТЦ на 4000 кв. м, а строить что-то меньше — это уже будет не Эпицентр. Чтобы удовлетворить потребности жителей этих населенных пунктов развиваем онлайн-систему с большой логистической инфраструктурой, которая обеспечит жителей не только районных центров, но и сел.
О логистике и e-commerce
В компании создано целое направление НЕКТАР (укр.) — направление эксклюзивных концептов и развития — которое работает над разработкой новых концептов и совершенствованием имеющихся. Уже открыли центры выдачи заказов (ЦВЗ) интернет-магазина epicentrk.ua в новом формате с адресной системой хранения, автоматизацией всех процессов и комфортной зоной ожидания и отдыха для детей. Сейчас работает пять таких ЦВЗ — три в Киеве и по одному в Виннице и Буче. Уже к концу года появится 40 ЦВЗ в новом формате.
На повестке дня вопрос №1 — строительство логистических комплексов, которые будут обслуживать не только торговые центры, но и онлайн-торговлю. Эпицентр строит смесь фулфилмент-центров с логистическими мощностями. У нас единственная система в Украине, которая работает с крупногабаритными товарами, и мы вынуждены иметь площади универсальные, комбинированные.
Пока есть два фулфилмент-центра в Киеве (на ул. Вискозная и ул. Полярная) общей площадью 42 000 кв. м и централизованный логистический центр в Калиновке (Киевская область) на 80 000 кв. м. Он обеспечивает 75% поставок в наши ТЦ, туда завозятся товары от поставщиков, а дальше собственным транспортом мы развозим в регионы. Сейчас в Калиновке дополнительно строится новый фулфилмент-центр площадью 73 000 кв. м, который планируется открыть до конца 2020 года. За два года планируем построить еще два крупных объекта общей площадью 100 тыс. кв. м, то есть фактически удвоить действующие логистические мощности.
Нова Лінія станет Эпицентром
Группа компаний Эпицентр К намерена переформатировать всю сеть строительных гипермаркетов Нова Лінія и объединить их под единым брендом Эпицентр. Превращение гипермаркетов в ТЦ Эпицентр, среди прочего, предусматривает и расширение ассортимента. Вместо 60 000 артикулов будет минимум 500 000.
После приобретения сети из 16-ти гипермаркетов Нова Лінія в 2013 году она уступала Эпицентр по оборотам в семь раз и фактически была убыточной, однако в течение пяти месяцев ее удалось вывести в плюс. Сейчас проекты переформатирования и достройки торговых центров уже завершены в Борисполе и Буче (оба – Киевская обл.), продолжается — в Запорожье, планируется в Чабанах (Киевская обл.).
О конкуренции с IKEA
К нам пришла совершенно другая IKEA, не та, которую ждали столько лет. Вместо огромного двухэтажного торгового центра с большим паркингом, с большими логистическими и складскими возможностями — маленький городской формат. Наш, немножко не цивилизованный рынок, к сожалению, не дал IKEA возможности развиваться. Она развивается вне Украины, в Польше и России. В нашем рынке трудно разобраться. Praktiker исчез, OBI тоже. Leroy Merlin есть, но у него здесь есть «большой брат» — Ашан.
Эпицентр в этом сегменте работает с 2003 года. Объем товаров для дома в сети преобладает над строительными или отделочными товарами, и составляет более 50%. Если в начале развития сети строительные товары в нашем ассортименте составляли 20%, то сейчас — 6,9%. Появление на рынке такого игрока как IKEA мы рассматривали как дополнительный стимул для развития. Но, к сожалению, не сложилось.
О планах выхода за границу
Чтобы заходить в другую страну, нужно хорошо изучить рынок, есть ли место для еще одного серьезного игрока. Рынок Польши нам очень интересен, но сегодня там надо покупать готовую систему под нее создавать торговые центры. Конечно, хочется выйти за пределы Украины, но надо, чтобы это был большой рынок. Если рассуждать о границах бывшего Советского Союза, то, например, если построим три торговых центра в Грузии, то полностью «съедим» этот рынок. Казахстан — немножко больше, и рынок как бы неплохой, но там самая тяжелая логистика в мире. Мы думали выходить в Россию. Это интересный рынок, поскольку там нет внутренних игроков, но политическая ситуация изменила наши планы.
О работе в карантин
В период карантина значительно усилили IT-направление и сосредоточились на разработке технологических решений и клиентских сервисов. Каждый год обычно в планах закладывается 20% роста. В этом году по оптимистическому сценарию, мы выйдем на прошлогоднего показатели, поскольку на карантине продавали только 50 000 из 500 000 SKU. В первом квартале товарооборот сети Эпицентр составил +11%, так как январь-февраль был результативным, затем половину марта мы еще работали в обычном режиме. А в апреле произошел существенный спад по сравнению с прошлым годом. И это при условии, что доля онлайн-направления в общем обороте компании выросла.
О новых направлениях работы
Эпицентр будет развивать аптечную сеть и создает новый департамент — «Средства защиты». Поэтому есть планы по приобретению аптечной сети на 100-200 аптек. Это направление должно быть в резерве ритейлера, чтобы в случае необходимости можно было предложить весь перечень необходимых товаров, который был в сети во время пандемии. Направления «Аптека», «Медтехника» и «Средства защиты» будут на одной площади, потому что это сопутствующие товары. Первую аптеку уже открыли в Виннице и планируем дальше расширять сеть.
Об аграрном направлении бизнеса
Аграрное направление в структуре доходов группы компаний Эпицентр К занимает около 15%. В прошлом году экспортировали зерновой продукции на сумму $86 млн. Эпицентр К находится в процессе развития элеваторной сети и сейчас у группы 14 элеваторных хозяйств, шесть из которых перешли под управление компании после завершения сделки по приобретению активов Сварог Вест Груп. Кроме того, Эпицентр К в процессе строительства двух новых элеваторов и реконструкции четырех действующих. В 2020 году должны собрать более миллиона тонн зерновых и получить от части экспорта этих зерновых $150 млн. Одновременно с этим будем и дальше искать пути расширения земельного банка.
Справка. ООО «Эпицентр К» развивает в Украине сеть одноименных торговых центров, оно было создано в 2003 году и открыло первый гипермаркет в Киеве в декабре того же года. Эпицентр К также развивает аграрное направление бизнеса с конца 2015 года. Обрабатывает свыше 160 тыс. га в Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской, Черкасской и Киевской областях. В структуру агробизнеса группы также входят 20 животноводческих ферм и 14 элеваторов.
Источник: Интерфакс-Украина
Читайте также —
Владимир Гончаров, Эпицентр: Во время карантина онлайн-продажи выросли втрое, их доля теперь 10%