Цветы войны: как работает цветочный бизнес Украины во время полномасштабной войны
Едва оправившись от коронавирусного кризиса, цветочный бизнес снова оказался на грани из-за начала полномасштабной войны: магазины не работали, огромное количество цветов, закупленное к 8 марта, испортилось, люди начали экономить и спрос на цветы обвалился. Все эти факторы изменили как основных игроков, так и правила игры в сфере цветочного бизнеса. RAU спросил трех крупных игроков украинского цветочного бизнеса о том, как сейчас развивается их дело.
Владелица компании Укрфлора Елена Пилипишин
О состоянии цветочного бизнеса до войны и сейчас
После тяжелого ковидного 2020 года цветочный бизнес в Украине начал восстанавливаться и расти и на начало 2022-го имел значительные приросты в показателях. В частности, рос объем продаж, а соответственно и прибыль компании.
Но после 24 февраля ситуация изменилась катастрофически. К 8-му марта уже было завезено очень много цветов, поэтому из-за начала полномасштабного вторжения были очень большие списания. Бизнес полностью остановился и были даже мысли его закрыть. Но в конце апреля прошлого года постепенно, маленькими партиями новых поставок мы возобновили свою работу.
А в октябре 2022 года мы открыли новый магазин, поскольку любой кризис — это также хорошая возможность опередить конкурентов и получить лучшие возможности для развития.
Об изменениях в спросе и работе во время блэкаута
Конечно, под влиянием войны спрос на цветы упал в разы. Особенно это касается Киева. Если же говорить о всей Украине, то, например, спрос на цветы в горшках упал на 30-40%. Также очень снизился средний чек, потому что сейчас люди стараются максимально экономить.
Для цветочного бизнеса поддержание стабильной температуры является критическим условием, поэтому мы заранее закупили генераторы, и это спасло нас во время достаточно сложного периода веерных отключений электроэнергии.
Об импорте и цветах от украинских производителей
В Украине большую часть роз выращивает компания Аскания-Флора. Остальные фермерские предприятия в основном занимаются сезонным выращивания цветов, многие из них в прошлом году не рискнули вкладываться в это дело. Но и раньше значительную часть нашего ассортимента составляли импортные цветы.
Все импортные цветы у нас доставляются из Нидерландов. Сейчас уже нет почти никаких проблем с логистикой, хотя иногда фуры с цветами могут на полсуток дольше стоять на границе. Но поскольку для товара, который быстро портится, есть отдельные очереди, доставка происходит в пределах нормы.
О цене на цветы и дальнейшем развитии цветочного бизнеса в Украине
Цена на цветок в основном состоит из цены на голландском аукционе, стоимости логистики, налоговых сборов и маржи, которая для нас является стабильной цифрой. Но основной фактор, который влияет на цену — это валютный курс. А поскольку большинство наших цветов является импортом, цена на них выросла в соответствии с ростом валютного курса, а это почти 50%. Поэтому объем продажи цветов сейчас значительно меньше.
Действительно, из-за того что многие цветочные бизнесы перестали работать, конкуренция снизилась. Но и спрос снизился в разы. Но тот, кто сейчас продолжает работать, после победы сможет занять более лидерские позиции на рынке цветов. Однако в целом сейчас ситуация в цветочном бизнесе сверхтяжелая, поскольку цветы не являются товаром первой необходимости и люди на них сильно экономят.
Директор направления «Сад, огород» компании Эпицентр К Светлана Лисанти
О состоянии цветочного бизнеса до войны и сейчас
На 2022 год у нас были очень амбициозные планы, связанные со спадом пандемии коронавируса. Прогнозировался рост спроса и его возвращение на доковидный уровень.
Что касается основных показателей и особенностей цветочного бизнеса, то в нем традиционно очень важным является наличие ассортимента сезонного товара. К тому же цветы — это очень нежный товар, который имеет короткий срок реализации. Поэтому важно правильное хранение и оптимальное планирование закупок. При этом на цветочный бизнес влияет очень много других факторов: погодные условия, стоимость энергоносителей, посадочного материала и логистики, покупательная способность и тому подобное.
Следует отметить, что цветочный бизнес существенно пострадал еще во время пандемии коронавируса. Тогда очень много европейских поставщиков сокращали ассортимент или вообще банкротились.
К сожалению, война внесла огромные коррективы в цветочный бизнес, который и так был не в лучшем состоянии после эпидемии коронавируса. К тому же, начало войны пришлось на самый важный для цветоводов период, когда все готовятся к мартовскому всплеску продаж. Уже с 20 февраля все торговые центры Эпицентр принимали огромные партии растений под реализацию на праздничный период. Таким образом с началом войны в «Садовых центрах» и флора-центрах «Букет», которые развиваются в сети Эпицентр, были накоплены значительные объемы продукции.
С началом войны объемы реализации товаров не первой необходимости обвалились. Из-за этого многие растения просто испортились. К тому же три торговых центра — в Мариуполе, Буче и Чернигове — были уничтожены уже в первый месяц войны вместе с товаром. Еще часть объектов оказалась под оккупацией или же не работала из-за близости к зонам боевых действий. В результате этого компания понесла многомиллионные убытки.
Сейчас ситуация в большей части регионов страны несколько стабилизировалась и в сети представлен широкий ассортимент комнатных растений и среза, который может удовлетворить даже самого требовательного покупателя.
Об изменениях в спросе и работе во время блэкаута
Общий спрос на цветы снизился. Если в доковидные годы мы реализовывали примерно 1,5 млн штук кимнтаних растений, то в 2022 году этот показатель снизился до 900 000 штук, то есть на 40%.
Что касается конкретных изменений в предпочтениях покупателей, можно отметить, что орхидейные растения, которые традиционно являются самой большой по продажам группой, в последние годы теряют свои позиции. То же самое происходит с группой цветущих растений. В то же время мы наблюдаем рост спроса на декоративно-листовые растения и суккуленты. Они более устойчивы и менее прихотливы, чем цветущие и орхидейные. По нашему мнению, именно с этим связано перераспределение удельного веса между этими группами.
Конечно, для сохранения товарного вида комнатных растений и их успешной реализации необходимо соблюдение определенных температур, освещения и влажности. Поэтому перебои с энергоснабжением способны существенно влиять на цветочный бизнес. И, думаю, что для многих игроков украинского рынка это было существенной проблемой. Но, благодаря дальновидности основателей компании, каждый торговый центр Эпицентр был оборудован мощными генераторами еще до войны. Поэтому мы могли обеспечивать все условия для растений даже при длительном отсутствии централизованного энергоснабжения.
Об импорте и цветах от украинских производителей
Если проанализировать товарооборот за 2022 год, то соотношение такое: 80% импорт и 20% отечественный производитель. Это соотношение варьируется в зависимости от сезона и групп комнатных растений. Например, орхидейные и суккуленты — это 100% импорт (Нидерланды, Дания, Тайвань), декоративно-листовые в основном также импорт, но есть несколько небольших отечественных производителей. А наибольший процент отечественных производителей приходится на цветущие растения, поэтому большой процент таких растений как пуансеттии, цикламены, бигонии и гортензии — это украинские поставщики.
В общем большинство поставщиков растений остались на рынке Украины. Некоторые изменили свои позиции, некоторые потеряли — это нормальный процесс. Что касается отечественных производителей, то у них, конечно, сложная ситуация. Почти все производители уменьшили количество посадок. В декабре мы столкнулись с тем, что у всех украинских производителей закончились планцетии, который в прошлом году посадили на 40-50% меньше. Из-за этого уже в конце декабря мы получали импортное растение.
О среднем чеке, цене на цветок и дальнейшем развитии цветочного бизнеса в Украине
Средний чек в Садовом центре на 10 февраля составил 282 грн. У флора-центра Букет, который реализует срез, он выше. Что касается динамики среднего чека, то по сравнению с прошлым годом он вырос более чем на 20%, что связано с девальвацией гривны, подорожанием энергоносителей и инфляционными процессами в целом. Количество чеков в прошлом году, к сожалению, уменьшилось, что было обусловлено войной и вызванными ею миграционными процессами.
Как и в любом другом бизнесе, на цену цветка влияет много факторов. Это затраты на производство, размер налогов и сборов, стоимость логистики, рабочей силы и тому подобное. Учитывая значительный рост цен на энергоносители, рассаду и пластик, тепличные хозяйства были вынуждены существенно поднять цены на растения. Многие европейские производители во времена пандемии уменьшили количество посадок или вообще обанкротились, что привело к уменьшению предложения на рынке.
Логистика подорожала в 2-2,5 раза, что тоже повлияло на повышение цен. Ну и конечно курсовые колебания, которые уже превысили 30%. Весь импорт покупается за валюту, поэтому девальвация гривны существенно повлияла на стоимость импортных цветов. К тому же, в сезон праздника 8-го марта традиционно цены на цветы растут на 30-50% и держатся на таком уровне до Дня матери.
С ноября 2022 года мы провели много переговоров о планах на 2023 год. По моему мнению, удельный вес декоративно-лиственников и суккулентов продолжит расти. В целом же мы надеемся на положительную динамику относительно прошлого года.
Менеджер по снабжению «Категория цветы и сопутствующие товары» сети Сильпо Ирина Пятакова
О состоянии цветочного бизнеса до войны и сейчас
Перед полномасштабным вторжением цветочный бизнес развивался стремительно. Сеть Сильпо управляла почти 50 цветочными отделами с профессиональными флористами. Было запланировано расширение и дальнейшее развитие имеющихся отделов, что могло бы позволить нам занять ведущее место в Украине в сфере цветочного бизнеса. Что касается особенностей нашей сети в этой области, мы имеем широкий ассортимент разнообразных цветов и сопутствующих товаров, которые можно увидеть в наших магазинах.
После начала полномасштабной войны, нам пришлось временно приостановить работу цветочных отделов. В то время многие магазины с цветами закрылись, в то же время наша сеть продолжала все время работать. Мы получали много обращений от клиентов по поводу цветов, потому что праздники проходили и люди хотели поддержать друг друга. Поэтому мы решили постепенно восстанавливать работу наших цветочных отделов.
Сейчас мы успешно восстановили работу 25 отделов, в которых полноценно работают наши флористы и помогают гостям с выбором цветов и сопутствующих товаров. Мы не останавливаемся на этом и возвращаемся в полноценную довоенную работу.
Об изменениях в спросе и работе во время блэкаута
Спрос вырос, особенно на цветы в горшках. Многие люди, которые были вынуждены покинуть свои дома, возвращались обратно и находили свои растения без должного ухода, который обычно приводил к их гибели.
Когда наши магазины в Буче, Ирпене, Стоянке и другие возобновили полноценную работу, мы сосредоточились на наполнении их цветами. В летний период спрос на цветы в горшках достиг своего пика, и наши гости часто обращались к нам с соответствующими запросами и просьбами.
Сеть Сильпо достаточно быстро оборудовала магазины дизельными генераторами, особенно те, где есть цветочные отделы. Поэтому с этим проблем не было. Кроме того, срезанные цветы и букеты хранятся в холодильной камере, где даже при отключении электроэнергии на время хватает холода для поддержания и хранения цветов.
Об импорте и цветах от украинских производителей
Если речь идет о срезанных цветах, то отечественных цветов больше, чем импортных, но импортный ассортимент довольно широк. В процентном соотношении: отечественные — примерно 50%, импортные — 40%, зелень и сухоцветы — 10%.
В стране остались ряд сильных производителей, которые занимаются выращиванием цветов для среза. Им удалось сохранить этот бизнес, несмотря на пандемию и полномасштабную войну. Наша сеть с такими производителями сохранила сотрудничество. Что касается цветов в горшках, то импортные цветы преобладают — около 70%, а 30% — это сезонные и отечественные.
Мы напрямую сотрудничаем с украинскими производителями. Что касается импортных цветов, мы опираемся на наших поставщиков, которые привозят товар согласно нашим рекомендациям. Обычно это доставка автомобилями через Польшу.
Ранее мы имели опыт собственного импорта. Например, в позапрошлом году мы сами привозили орхидеи прямо с плантаций Таиланда. Для этого мы использовали самолет, чтобы уменьшить время между моментом среза цветка и его попаданием на полки, что занимало 1-2 суток.
Возможно, после возобновления авиасообщения, попробуем сделать нечто подобное.
О цене на цветок и дальнейшем развитии цветочного бизнеса в Украине
Средний чек в наших цветочных отделах вырос, хотя цена на цветы выросла так же как и на другие товары.
В определенной степени цена на цветок зависит от энергоносителей (отопление теплиц). Но мы стараемся сохранить максимально лояльные цены на цветы для наших гостей. С начала полномасштабной войны, мы увеличили количество акционных предложений на цветы, чтобы предоставить возможность приобрести качественные цветы и другие товары по выгодной цене.
Как ни странно, конкуренция среди цветочного бизнеса не уменьшилась, если рассматривать глобально. Некоторые магазины закрылись, а другие появились на их месте, или постепенно возобновили работу. Сильпо имеет достаточно прочные позиции на рынке. Несмотря на все, украинцы пытаются жить полноценной жизнью в такое сложное время: люди радуются, дарят цветы, празднуют.
В этом году сеть Сільпо намерена вернуться не только на довоенные показатели, но и развивать цветочное направление. В частности, мы уже запустили несколько пилотных проектов, и мы не собираемся на этом останавливаться.