Миллениалы больше других хотят работать в торговле. Исследование Академии ДТЭК и HeadHunter

Миллениалы больше других хотят работать в торговле. Исследование Академии ДТЭК и HeadHunter

22.11.2019 08:10
  632
Костянтин Симоненко

Academy DTEK и hh.ua | grc представили результаты совместного исследования о ценностях и мотивации персонала, принадлежащего к разным возрастным группам

Читати українською

При проведении исследования «Формула поколений: Ценности и мотивы современных поколений», в течение двух месяцев было опрошено 2182 посетителей Job-портала и подписчиков страниц организаторов исследования в соцсетях  возрастом от 15-ти до 72-х лет. Эти результаты позволили ответить на вопрос о жизненных приоритетах поколений X, Y и Z, в чем они похожи, а в чем отличаются, какие профессии выбирают, и что мотивирует их покидать Украину (временно или навсегда), а также многие другие вопросы.

Где хотят работать

Согласно данным опроса, торговля вошла в топ-3 отраслей, где хотели бы работать представители всех поколений. Впереди только IT и энергетика.

«Больше всего в сфере торговли хотят работать миллениалы. Чем старше работники – тем в большем количестве отраслей они готовы применить свои навыки и знания. Многие также не могут определиться, поскольку мир меняется слишком быстро», — поясняет социолог-аналитик экспертно-аналитического центра кадрового портала hh.ua| grc Елена Васильченко.

Выбор тех, кому сейчас от 23 до 38 лет, эксперты объясняют серьезностью и практичностью поколения Y (миллениалы). Они выбрали два направления, которые условно можно назвать самыми прибыльными и востребованными у работодателей: IT и продажи. Также их интересует маркетинг, реклама и PR, управление персоналом.

Торговля также входит в топ-5 направлений, с которыми связывают или уже связали свою работу представители поколения Х (39-53 года). Здесь количество тех, кто связан с торговлей сопоставимо с работниками IT-сферы (по 7%). На первом месте тяжелая промышленность, а также популярны бухгалтерия, финансы, образование и наука.

«Это указывает на наличие разностороннего профессионального опыта представителей поколения Х», — говорит руководитель экспертно-аналитического центра hh.ua | grc Юлия Дрожжина.

В то же время молодежь поколения Z (15-22 года) в три раза больше, чем остальные поколения, хочет трудиться в маркетинге, рекламе и PR (14%). А также заниматься IT (11%), культурой, искусством и сферой развлечений (8%). У молодежи почти отсутствует интерес к госслужбе или работе в некоммерческих организациях.

Как отмечает менеджер по аналитике Академии ДТЭК Екатерина Нагорняк, для производственной сферы и АПК это большой вызов, так как им важно завлечь молодых работников не только брендом компании, а брендом отрасли как таковой.

Что важно для персонала

В рамках исследования респондентам предложили оценить важность ряда критериев, касающихся их работы. Из 27 пунктов каждый мог выбрать только 8 самых важных для него. В десятку самых важных и наиболее часто упоминаемых критериев работы вошли:

Для всех поколений самым ценным в работе является материальный критерий. Для подавляющего большинства (83%) на первом месте оказался уровень дохода. Но сразу на втором месте – возможность научиться чему-то новому (45%). Очень важными оказались и другие критерии самореализации: возможности для карьерного и личностного роста. А также критерии времени: поддержание баланса между работой и личной жизнью.

Важное отличие: для поколений Z и Y возможности карьерного роста значимее (что характеризует их как достаточно прагматичных людей), а для поколения X – более важно официальное трудоустройство.

Зато именно старшие поколения ценны своей готовностью к переработкам ради большего заработка. Так, 64% представителей поколения Y и 70% поколения Х готовы работать сверхурочно.

Даже если это идет вразрез с их желаниями, особенно если в семье есть дети. Что может приводить к многолетнему ценностному конфликту между тем, что хочется и тем, что надо. При этом для многих из поколения Z количество тех, кто хочет перерабатывать, и кто хочет больше отдыхать распределено более равномерно.

Неожиданно маловажными для всех возрастных категорий оказались количество отпускных дней (9%), нормированный рабочий день и безопасные условия труда (11% и 10% соответственно). Ненамного важнее для персонала и социальная ответственность компании, равно как и возможность общения с иностранными коллегами (всего по 12%).

Получение новых знаний и навыков

Согласно результатам исследования, о заинтересованности в получении новых знаний и навыков отмечают большинство опрошенных. Так, планируют учиться 63%, а каждый четвертый (25%) уже проходит дополнительное обучение. Однако представители разных поколений по-разному видят оптимальную форму получения новых знаний. Тренинг, наставничество и стажировки больше нравятся представителям поколения Z. Также популярным форматом для них является обучение на кейсах (case study). Поколение Y вместе с посещением тренингов выбирает для себя формат наставничества и так же, как и представители поколения Z, обучение на кейсах. Среди поколения X в наименьшей степени распространены форматы стажировки и наставничества, однако формат тренинга оказывается для них наиболее приемлемым.

Если молодежь стремится к самостоятельности, новым идеям, приключениям и рискам, исповедует ценности, связанные с индивидуалистическими предпочтениями и открыта к изменениям, то старшее поколение — к сохранению традиций и обычаев, конформности (следование правилам и нормам) и безопасности. Что требует разных подходов в управлении разными сотрудниками. Это может приводить и к конфликтам: трудно открываться новому, следуя прежним правилам и традициям.

Что делать руководителю

Получается, что идеальный руководитель, если он имеет дело с представителями нескольких поколений, должен выполнять несколько задач одновременно: создавать в коллективе атмосферу взаимного уважения и сотрудничества (для всех), учить (для поколения Z), участвовать в профессиональном развитии (для поколения Y), создавать атмосферу доверия (поколение X).

Причем самые молодые больше всего ценят возможность задавать руководству даже «дурацкие» вопросы, и чтобы руководитель был с ними на равных. Молодежь хочет получать новые знания от своего босса и иметь условия для обучения.

В любом случае, 81% опрошенных хочет в коллективе атмосферы взаимной поддержки и сотрудничества, 66% хотят уважения к мнению подчиненного, даже если оно идет в разрез с точкой зрения руководства. А также 62% ожидают, что руководитель будет делиться с ними своими знаниями и регулярно давать обратную связь – 60%. Не менее важно и проявления доверия к сотрудникам – за это 54%

«Это большой вызов перед любым руководителем – все подходы объединять в единую систему управления коллективом. Во время обсуждения этих фактов с руководителями бизнесов и экспертов, все согласились, что разные взгляды – это хорошо, так как инновации рождаются на стыке наук, мнений и взглядов. Покорять или покоряться — вот в чем вопрос. И он остается открытым. Молодежь может предложить идею, а старшее поколение – эффективно ее внедрить. В этом ценность такой синергии», — говорит менеджер по аналитике Академия ДТЭК Екатерина Нагорняк.

Разумеется, с каждым сотрудником отдельно «возиться» не получится, иначе не останется времени на решение других управленческих задач.

Читайте также —

Как не стать жертвой кадрового кризиса. Пять советов HR-директора Эпицентр К


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка