Ритейл-парки наращивают свою долю в Восточной Европе, но не в Украине (+инфографика)
Как развивается рынок ритейл-парков в Западной и Восточной Европе, в каких странах больше всего нового предложения и сколько площадей такого формата будет введено в эксплуатацию в ближайшие годы?
В 2018 году площадь ритейл-парков в Европе увеличилась на 2,2%, достигнув 50,1 млн кв. м. Как свидетельствует исследование международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, больше всего новых ритейл-парков появилось во Франции и Испании.
Новое предложение в сегменте ритейл-парков в Европе в прошлом году составило 995 тыс. кв. м, что на 15% меньше показателя 2017 года.
В течение 2019-2020 гг. прогнозируется улучшение тенденции — в планах введение 1,4 млн. кв. м новых площадей. При этом количество новых объектов увеличится благодаря упрощенным технологиям строительства и росту спроса на объекты площадью менее 5 тыс. кв. м.
Влияние онлайн-шоппинга на физическую торговлю в большей степени отражается на загородных локациях. Однако, как указано в отчете, рынок ритейл-парков оказался устойчивым и продолжает привлекать ритейлеров и покупателей ценовым преимуществом, гибкостью, удобством и транспортной доступностью.
Анна Марсова, руководитель департамента агентских услуг в сфере торговой недвижимости, Cushman & Wakefield в Украине, пояснила: «В Европе ритейл-парки оказались эффективной альтернативой торговым центрам. В то время, как девелопмент торговой недвижимости снижается, доля ритейл-парков в общем объеме торговых площадей увеличилась. Изменение потребительского спроса и рост расходов заставляют ритейлеров искать новые форматы и концепции, поэтому ритейл-парки становятся приемлемым вариантом для многих операторов. Более низкие арендные ставки и сервисные сборы, а также гибкость торговой площади — вот основные факторы, привлекающие внимание ритейлеров».
Сегмент ритейл-парков в Европе приближается к зрелости, поэтому тенденции девелопмента в различных европейских странах все больше отличаются.
В Западной Европе девелопмент по-прежнему сосредоточен на крупных городах с сильными зонами охвата и активными пешеходными потоками. В Центральной и Восточной Европе девелопмент переходит к более мелким объектам в небольших городах и пригородах. В странах с развивающейся экономикой, например, в Болгарии, ритейлеры стремятся расширяться в городах районного значения. Это обеспечивает малые и средние ритейл-парки хорошим набором арендаторов.
В отчете также говорится о том, что в некоторых европейских странах крупные сетевые операторы включают в свою стратегию развития небольшие объекты в пригородах. Это позволяет приблизиться к потенциальным клиентам, поскольку в мегаполисах потребители предпочитают общественный транспорт и все большее значение придают близкому расположению.
Топ-10 европейских стран по объему нового предложения в сегменте ритейл-парков в 2018 году (Источник: Cushman & Wakefield)
Западная Европа
На зрелых рынках Западной Европы новое предложение представлено в основном небольшими объектами, где активными арендаторами являются продуктовые дискаунтеры, спортзалы и заведения питания. Некоторые устаревшие ритейл-парки первого поколения в Великобритании и Франции планируется перепрофилировать для альтернативного использования из-за роста уровня вакантности.
Общий объем торговых площадей ритейл-парков в Западной Европе по состоянию на 1 января 2019 года составил 44,4 млн кв. м, причем Германия, Великобритания и Франция остаются крупнейшими рынками в регионе, на которые приходится более 74% от общего показателя. В целом, ожидается, что в 2019-2020 гг. новое предложение составит 1,3 млн кв. м, что на 21% меньше, чем в 2018-2019 гг.
Во Франции девелопмент ритейл-парков замедляется (-22% по сравнению с 2017 г.), однако годовой объем нового предложения в сегменте превысил объем нового предложения торговых центров. На этапе девелопмента находится 782 тыс. кв. м новых ритейл-парков, что составляет 54% от общего объема строительства в Европе. Улучшенный дизайн ритейл-парков нового поколения способствует привлекательности этих объектов как для арендаторов, так и для посетителей.
Центральная и Восточная Европа
Новое предложение в сегменте ритейл-парков в Центральной и Восточной Европе в 2018 году составило 219 тыс. кв. м (+17% по сравнению с 2017 г.). Чехия, Румыния и Польша остаются крупнейшими рынками в сегменте, на которые приходится 66% всего объема ритейл-парков в регионе.
За последние два года ускорились темпы девелопмента ритейл-парков в Польше. В 2018 году новое предложение составило 74 тыс. кв. м торговых площадей, что означает годовой рост на уровне 21%, поскольку данный формат все больше позиционируется как способ привлечения покупателей.
«В Западной Европе происходит снижение девелоперской активности в сегменте ритейл-парков по причине зрелости рынков и структурных изменений в ритейле. В соседних с Украиной европейских странах ритейл-парки наращивают свою долю в ответ на экспансию брендов. Что касается Украины, то среди объектов, находящихся на этапе девелопмента, включая те, которые планируются к открытию в 2019-2020 годах (а это почти 0,9 млн кв. м торговых площадей), ни один не позиционируется как ритейл-парк. Поэтому единственным объектом с таким позиционированием остается «Ритейл Парк Петровка» в Киеве», — подытожила Анна Марсова.
Читайте также —
Якорными арендаторами нового ТЦ в Житомире станут строительный гипермаркет OLDI и Сільпо