Михаил Дейнега, Rocket: Мы можем предсказать, что человек закажет завтра

Михаил Дейнега, Rocket: Мы можем предсказать, что человек закажет завтра

28.10.2021 07:30
  677
Костянтин Симоненко

CEO Rocket Market Михаил Дейнега о роли dark store в доставке Rocket, что нужно для того, чтобы сделать доставку из розницы за 15 минут реальностью и многом другом.

Читайте українською

В интервью ain.ua гендир Rocket Market Михаил Дейнега рассказал о современных мировых тенденциях в сервисах доставки, изменениях ожиданий потребителей, новых стандартах отрасли и планах развития. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами материала.

О росте популярности dark store

Помимо влияния пандемии, которая подстегнула онлайн-заказы в целом, ритейлеры наконец обратили пристальное внимание на e-commerce. Теперь в направление быстрых покупок, quick-commerce, вкладываются огромные средства в Европе, США и других странах мира. Потребителя уже не устраивает плановая доставка, есть потребность в получении своего заказа в течение 15 минут. Единственное решение в этом случае – собственные dark store – магазин-склад без покупателей, ориентированным на быструю сборку онлайн-заказов для оперативной доставки клиенту.

Но чтобы доставлять действительно за 15 минут, необходимо контролировать все процессы на стороне сервиса доставки. В первую очередь процесс сборки. Сборщик в торговом зале существующего супермаркета не сможет физически за пару минут собрать заказ. Партнеры, даже при заявленном времени 15-20 минут, часто не могут уложиться в указанные сроки. Поэтому надо сделать склад гиперэффективным, разрабатывать для этого и технологию, и софт. Работаем над этим уже на протяжении трех месяцев, параллельно готовя к запуску физические локации для dark store.

Экономия на аренде и ремонте, а также правильный подход к реализации услуги позволят сделать затраты ниже, чем у классической розницы. В перспективе доставка товаров FMCG-группы — гораздо более широкий рынок, который может охватить до 50% розницы. Эта услуга заменит каждодневные покупки в таких форматах как «магазин у дома» или же киоск.

О стратегии запуска нового сервиса

На начальном этапе будем предлагать ограниченный ассортимент товаров. Первый запуск услуги состоится в рамках приложения с целью отладки технологии и процессов. Это запланировано сделать до конца года. Как только понимаем, что все работает отлично, идем в наружное продвижение как самостоятельный бренд.

Первым районом мы определили для себя Позняки из-за высокой плотности заселения и покупательной способности. Далее будет зависеть от локации. Чтобы действительно доставлять за 15 минут по всему Киеву, необходимо открыть не менее 15 точек. Будем продвигаться там, где у Rocket уже сейчас большое количество заказов. Покрыть равномерно весь Киев займет около полугода. В этом году планируем запустить несколько локаций в столице.

О выборе поставщиков

Краеугольный камень этого бизнеса — качество, поэтому очень важно найти хороших поставщиков. Первое, что «убивает» повторные покупки – отсутствие товара. Этим отличается классический ритейл, который сейчас тоже пытается делать быструю доставку. Поскольку заказ собирается в торговом зале, где посетители могут разобрать товар, бывает, что до 50% процентов заказанных позиций зачастую не довозят. И клиенту все равно приходится затем идти в магазин, что ставит под сомнение целесообразность услуги доставки.

Поэтому важно работать с «живым» складом, контролировать его, иметь эффективный софт. Кроме того, важно работать с поставщиками, которые способны вовремя и регулярно подвозить товар хорошего качества, в частности овощи и фреш-группу. Потому что бесконечно масштабироваться не получится, склад, все-таки, по площади достаточно ограничен, и на первый план выходит оперативность доставок. Одна из самых сложных категорий как раз овощи. Мы даже предусмотрели должность дегустатора, чтобы отбирать лучший товар.

О новых стандартах доставки заказа из магазина

Для клиента главное — качество товара и оперативность доставки. Собрать заказ надо за полторы минуты и довезти максимум за 10 минут. Соответственно, все показатели связаны со скоростью сборки и доставки, наличием товара, отсутствием брака. Основная задача на первом этапе – сделать хороший продукт, а не гнаться за количественными показателями.

Большинство ритейлеров на рынке имеют свой софт, который строился, в первую очередь, с расчетом на надежность хранения данных, а не скорость сборки заказа. Эту задачу мы успешно решаем, разрабатывая собственный продукт. Мы привлекли команду внешних консультантов, разворачиваем кастомное решение на базе существующей ERP-платформы. Второй компонент — непосредственно операции на складе, формирование хорошей мотивированной команды для локации. Оптимальная планировка склада, управление и распределение потоков, экипировка сборщика, работа с курьерами — все это складывается в итоговые скорость и качество.

О видении будущего

Пока что мы фокусируемся на технологиях «последней мили», клиентах и доставке. По мере развития, как и большинству ритейлеров, придется строить свои распределительные центры. Либо, поскольку каждый логистический узел забирает маржу от продукции, ориентироваться на работу с производителями напрямую.

Мое личное видение будущего — технология должна связать завтрашнее потребление с сегодняшним производством. Благодаря технологиям, уже возможно предсказать, что человек закажет завтра, с достаточно большой степенью вероятности. Это эволюционное развитие торговли, от больших закупок в формате гипермаркетов, затем через первый и второй этап развития e-commerce, плановые доставки и т.п. Сейчас мы уже практически готовы к тому, чтобы отказаться от масштабных складов и необходимости постоянно хранить где-то большое количество товара. Технология позволит связать производителя с потребителем, и все будет доставляться в необходимом количестве в локальный дистрибуционный центр, для dark store конкретного района. Таким образом, клиент будет получать необходимое максимально быстро. Рынок, в конечном счете, завоюет тот, кто инвестирует в процессы и технологии.

Читайте также —

Олег Любарец, Rocket: Мы со скоростью «ракеты» завоевали почти половину рынка доставки еды


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка