METRO против Фуршет и другие примеры троллинга среди украинских продуктовых сетей
Ничто так не пробуждает креатив, как котики, особенно прогуливающиеся по супермаркету другого оператора.
Еще совсем недавно пошутить над конкурентом среди украинских ритейлеров считалось дурным тоном. Консерватизм, отсутствие воображения и чувства юмора крайне редко позволяли им делать выпады в сторону конкурентов. Многие и сейчас предпочитают отмолчаться, однако эпоха соцсетей внесла свои коррективы, и только за последний год можно насобирать не всегда смешные, но точно смелые шуточки маркетологов, которые решились на троллинг ради того, чтобы развлечь подписчиков. RAU решила поделиться свежим примером, а также вспомнить другие не менее известные ситуации за последнее время.
METRO vs Фуршет
Все началось 16 августа, когда пользователь под ником «2244» выложил на Yоutube видеоролик с котом, прогуливающимся по сахару в Фуршете. Подпись к видео была более, чем провокативная: «Кот писает в сахар в Киевском супермаркете ФУРШЕТ. А ведь бабки потом за него будут драться». Видео собрало около 30 000 просмотров и более 200 комментариев. И так бы о нем и забыли, но тему подхватили соцсети, а ТСН даже снял специальный сюжет для выпуска новостей на канале 1+1.
В Фуршете не заставили себя долго ждать. Уже на следующий день в Facebook появилась публикация, в которой сеть извинилась за инцидент в киевском магазине на проспекте Победы, 94/1, представила акт списания непригодного товара и добавила, что кота не только поймали, но и нашли ему новый дом, о чем позже подробнее рассказали в дополнительной публикации и даже поделилась свежими фото котика. Ситуация мгновенно стала показательным кейсом, так как сети действительно удалось избавиться от негатива вокруг ситуации и даже обернуть ее в свою пользу. Уже несколько дней спустя Фуршет даже пошутил над темой.
https://www.facebook.com/furshetcom/photos/a.1803381236592076.1073741828.1800595056870694/1943023189294546/?type=3&theater
Про ситуацию стали забывать, пока за нее не взялись креативщики из конкурирующей компании. 31 августа METRO Cash & Carry Ukraine сделала публикацию в Facebook со злорадствующей подписью: «Хто дзюрить у твої харчі?» Публикация за сутки собрала в четыре раза больше лайков и комментариев, чем все предыдущие посты Фуршет и оживила тему.
https://www.facebook.com/metro.ua/photos/a.428092283962597.1073741829.415265051911987/1275131969258620/?type=3&theater
Иллюстрация вызвала оживленную дискуссию, но обсуждали уже не инцидент в Фуршете, а то, насколько этично троллить конкурентов и какой из супермаркетов лучше или хуже.
Что бы ни было ключевым замыслом креативщиков METRO, троллинг получил вирусный эффект, которого обычно не хватает торговым сетям и сыграл скорее всего на руку обеим компаниям. Любители острот получили свою порцию удовольствия, а торговые сети привлекли внимание.
THRASH! vs АТБ
В 2016 году Fozzy Group запустила сеть дискаунтеров THRASH!, которая мгновенно стала восприниматься как конкурент АТБ-маркет. В начале июня 2016 года АТБ выпустил рекламный ролик, в котором рекламирует обновленный дизайн дискаунтера. Согласно видео, то в новых магазинах работают не обычные продавцы и кассиры, а фокусники, жонглеры, клоуны и акробаты. Спустя две недели в THRASH! решили потроллить АТБ. В сети выпустили ролик «Жодних фокусів» от THRASH!, в котором намекает, что главное у дискаунтеров — это доступные цены. Получилась «битва дискаунтеров» (очень по киношному звучит).
Ашан vs все-все-все
Случались противостояния и между фанатами торговых сетей. Так, в последнюю неделю октября 2016 года на страничке АШАН Фан-клуб в facebook появились неоднозначные открытки, так или иначе обыгрывающие названия конкурирующих сетей продуктовой розницы. Некоторые из них оказались достаточно забавны.
Пользователи неоднозначно восприняли креатив от «фанов Ашан»: кто-то отзывался одобрительно, а кто-то жестко критиковал картинки и призывали уволить SMM-менеджера компании. Другие просто запаслись поп-корном и стали ждать развития событий.
Сам ритейлер на официальной facebook-странице Ашан Украина поспешил откреститься от инициативы, заявив, что не имеет никакого отношения к АШАН Фан-клуб, и никоим образом не поддерживает подобные шутки. «Они (материалы – прим.ред.) – противоречат этике нашей компании и нашему уважению к конкурентам», — говорится в сообщении.
В тот же день на «наезд» фанов французской сети ответили Эко Маркет и Varus. Пиарщики Эко Маркета отреагировали достаточно жестко, прозрачно намекнув на неадекватность составителей провокационных картинок. Varus предпочел сыграть роль кота Леопольда, призвав всех жить дружно. И почему-то сделав отсылку к сети Billa.
Что примечательно – в исходном «обзоре конкурентов» фаны Ашан обошли стороной и Эко Маркет, и Varus. Увидев реакцию, «тролли» немедленно исправили это упущение. Заодно прихватив и некоторых других ритейлеров, не затронутых первым постом.
Ответ фанов Эко Маркету и Varus в этот раз стал все больше походить на дурную затею, выходя за рамки этики «рекламных войн».
Впрочем, в данном случае они (авторы) хотя бы не опустились до уровня собственного «достижения» в случае с сетью BILLA. Юмор в стиле Евгения Петросяна способен испортить любую хорошую затею. Тем более в интернете, где фамилия «Петросян» уже давно стала нарицательной.
Характерно, что кроме Эко Маркета и Varus ни одна из сетей никак не отреагировала на «шалости» фанов Ашан. Что, впрочем, не исключает появления «неофициальных» жестких ответов – со стороны поклонников сетей. С другой стороны, аккуратный подход к креативным розыгрышам со стороны украинских компаний, скорее всего, быстро отправит в историю и этот любопытный случай «рекламного троллинга».
Читайте также —
(Обновлено) Новое Эльдорадо: сеть троллит Rozetka.ua и выбирает следующие жертвы