Деликатесы у дома: какие продуктовые сети в Украине имеют отдельные маркеты с премиальным ассортиментом

Деликатесы у дома: какие продуктовые сети в Украине имеют отдельные маркеты с премиальным ассортиментом

11.05.2023 09:00
  937
Костянтин Симоненко

Где и зачем обычные сети продуктовых магазинов открывают торговые точки с премиальным ассортиментом, часто под другим брендом. RAU собрала основные кейсы.

Как видно из приведенных ниже примеров, ориентированные на широкие массы ритейлеры, периодически пытаются открывать деликатесные маркеты, чтобы получить большую выгоду от продажи премиальных товаров или освоить новый для себя регион (тем самым привлек к себе большее внимание). Нередко подобные торговые заведения пытаются запустить либо в сезон массовых отпусков либо под новогодние праздники. Места для открытия пытаются выбирать очень тщательно, чтобы точно попасть в целевую аудиторию – новые дорогие ЖК или места компактного проживания состоятельной публики за городом (или по дороге в эти локации). Также довольно часто премиальный магазин открывают в новеньком ТЦ, чтобы сработала синергия двух объектов и эффект новизны. Однако многое нельзя учесть: например, экономические катаклизмы, кардинальные изменения образа жизни потенциальных клиентов и прихоти владельцев помещений и т.д. Потому многие проекты так и остались единичными примерами выхода за рамки «профильного» бизнеса сетей.

Forta от сети Чудо Маркет

30 марта 2023 в селе Рованцы неподалеку от Луцка (вдоль объездной трассы Луцк-Львов) открылся новый торговый центр Baobab. Его якорным арендатором стал супермаркет Forta – новый премиальный бренд харьковского продуктового ритейлера Чудо Маркет.

Напомним, Чудо маркет — сеть продовольственных супермаркетов и магазинов возле дома с центральным офисом в Харькове. К концу 2021 года компания насчитывала 32 торговых объекта в Харьковской и Донецкой областях (сейчас на сайте сети указано 30 торговых объектов). Из-за войны локальная сеть стала рассматривать возможность продолжения своей работы и релокации бизнеса в более спокойный западный регион. Интересно, что для пилотного проекта был выбран именно премиальный сегмент, в котором до сих пор компания не была представлена. Возможно, именно поэтому для старта был выбран другой бренд. К тому же близость к западной границе позволяет оптимизировать логистику дорогостоящего импорта.

На сайте нового FMCG-оператора управляющий гастромаркетом Forta Сергей Захария рассказывает, что большинство сетей делают акцент именно на цене продуктов. В Forta считают главным конкурентным преимуществом качество. «Есть два главных качества, которые мы хотим предоставлять нашим клиентам: продукты и сервис», — говорят в гастромаркете. Именно поэтому бренд-шефом, отвечающим за ассортимент кулинарии нового магазина, стал Артем Андриишин, работавший во многих столичных ресторанах.

В магазине есть собственное производство как полуфабрикатов, так и готовых блюд. Более того, здесь можно выбрать из витрины кусок мяса или рыбы и его вам приготовят на гриле. Это похоже на клубный гипермаркет Hema X, который работает в концепции магазинов Hema Fresh от Alibaba: ультрасвежие продукты премиум-класса (с большой долей импорта), которые можно приготовить и попробовать на фуд-корте или заказать с доставкой на дом. Также в Forta делают акцент на разнообразных мясных копченых продуктах и имеют собственную коптильню для рыбы. Даже в полуфабрикатах потребителя пытаются привлечь такими экзотическими позициями как черные пельмени из каракатицы и разноцветные вареники и тому подобное.

Сільпо для гурманов

Похожую идею значительно раньше воплотили в жизнь у Fozzy Group – владельца сети супермаркетов Сільпо. Они запустили четыре деликатес-маркета Le Silpo со стильным дизайном, особым ассортиментом из разных континентов и высокими стандартами персонального сервиса. Интересно, что первый магазин Le Silpo появился не в столице, а именно в Харькове, откуда ведет «родословную» и гастромаркет Forta.

Харьковский Le Silpo торговой площадью 800 кв. м на девять касс открылся в середине марта 2012 по адресу ул. Космическая, 23 А, на месте обычного супермаркета Сільпо. К тому моменту сеть Сільпо уже насчитывала 219 магазинов и хорошо наладила поставки импортных товаров из более чем 100 стран мира. В следующем, 2013 году, Le Silpo открылся в Киеве на месте аналогичного магазина сети Фуршет в ТЦ Mandarin Plaza, которую впоследствии поглотила компания Сільпо Фуд. Это был уже вдвое больший магазин на 1500 кв. м. Еще один деликатес-маркет появился в том же году в Днепре, в только что построенном БФК Cascade Plaza на Екатеринославском бульваре, 1.

Следующий, четвертый Le Silpo, был открыт в Одессе только в 2017 году (в ТЦ Kadorr City Mall по ул. Генуэзская, 24 Б), когда этот приморский город стал центром морского отдыха после оккупации Крыма россией. В этих магазинах примерно 70% ассортимента принадлежит к премиум-сегменту. К примеру, после прошедшей в 2018 году реновации Le Silpo в Днепре здесь впервые были представлены очень актуальные на то время продукты категории «суперфуд». Отдельной «фишкой» таких магазинов стали специальные шкафы для сухого созревания разных видов мяса, а также дровяная печь для приготовления неаполитанской пиццы. Кстати, выпечкой пиццы, как и работой авторских заведений Le Grill, заведует известный бренд-шеф сети Сільпо Марко Черветти. Здесь также можно попросить приготовить выбранный в мясном отделе стейк или морепродукты из аквариума или любимое блюдо из свежих продуктов деликатес-маркета. Ресторанное направление Fozzy Group начала активно развивать в 2016 году. Идею фуд-кортов в супермаркетах, где подают все из-под ножа, и эквивалентные ресторанам по качеству еды, но гораздо дешевле, в компании подсмотрели в итальянской сети фуд-холлов Еataly.

Элитная Фора

Аналогичным образом еще одна сеть от Fozzy Group – Фора – пошла в премиальный сегмент, открыв в мае 2017 года премиальный food-market Favore в пгт Козин по адресу ул. Обуховское шоссе, 39. Интересно, что развитием нового формата занялась не материнская компания и даже не сеть Сільпо, уже имеющая опыт работы в премиальном сегменте с брендом Le Silpo, а именно Фора. Тем более, что в то время это направление переживало далеко не лучшие времена: сеть элитных магазинов продуктов Delight закрылась еще в 2013 году, в 2015-м прекратили работу последние торговые точки сети Маленький принц. Аналогично в тот момент оставался только один Фуршет Гурман.

Сеть Фора традиционно воспринимается потребителями как классические магазины у дома, работающие по принципу самообслуживания. Поэтому выход в премиальный сегмент произошел под другим названием – Favore. В нем представлены продукты из разных уголков мира. На втором этаже маркета разместилось кафе-кондитерская. В своей пекарне Favore выпекается хлеб, также для посетителей магазина готовится по заказу пицца. Еще на одном уровне Favore – винотека с профессиональными сомелье. Поскольку этот магазин так и остался в одном экземпляре, очевидно, после анализа его показателей, в сети решили пока не развивать это направление дальше.

Избранное из Велика Кишеня

Одной из первых в премиальный сегмент вышла компания Retail Group, управляющая торговыми сетями Велмарт, Большой Карман, ВК Экспресс и ВК Select в Украине, а также сетью супермаркетов Green Hills Market в Молдове. Премиальный маркет ВК Select (Большой Карман Select) появился через 11 лет после открытия первого супермаркета Большой Кишеня. Он был открыт 23 июля 2011 года в Киеве на улице Генерала Матыкина, 1 (с 2022 года – Заповедная), в Конча-Заспе, известной своей состоятельной публикой.

ВК Select всегда предлагает мясную, рыбную продукцию, большой выбор овощей и весомый ассортимент эксклюзивной продукции собственных торговых марок. Вся продукция проходит серьезный контроль и экспертизу. В настоящее время работает современный фуд-корт. Многие товары из премиального ассортимента поставлялись на эксклюзивных условиях из Германии, Франции, Бельгии, Англии, Италии и других стран.

Космос от Таврія В

Одесская компания Таврія В, которая с 1992 года развивает одноименную сеть мультиформатных магазинов и по собственному определению ориентируется на городское население со средним и выше среднего доходом, тоже начала покорение столицы с открытия в июле 2011 деликатесного гипермаркета Космос. Он был расположен на Оболони в ТРЦ Dream Town 2 по адресу Оболонский проспект, 21 Б, и занимал площадь около 5200 кв. м. Второй магазин в Киеве появился почти через два года – в марте 2013-го. Этот деликатес маркет в ТЦ Global.ua, расположенный на Троещине по адресу ул. Бальзака 2 А, был втрое меньше (торговая площадь около 1600 кв. м). Но он также предлагал продукцию собственного импорта группы Таврія В, в том числе эксклюзивные для Украины промышленные товары, включая посуду, белье, косметические товары, а также продукты. В преддверии нового, 2019 года оба магазина прошли масштабное обновление и, в частности, по просьбе покупателей была увеличена площадь алкогольного отдела, значительно расширен ассортимент, чтобы профессиональный сомелье помог сделать выбор соответствующего еде напитка. Также был сделан особый упор на группу товаров fresh, в том числе отечественных производителей. Однако уже менее чем через год большой магазин на Оболони исчез, а его место занял Сільпо. Таким образом, в Киеве сейчас работает только один деликатес-маркет Космос на Троещине.

Так же в Одессе продолжают свою работу два деликатес-маркета Космос. Первый из них открыл свои двери еще в марте 2007 года на первом этаже ТРЦ Сады Победы (ул. Академическая, 28/1), который тогда был только построен компанией Таврія В. Второй начал работу более чем через шесть лет, в октябре 2013- го в помещении ТЦ МегаДом на ул. Толбухина, 135, который ранее позиционировался как ТЦ с якорными арендаторами в виде магазинов товаров для ремонта и строительства, предметов интерьера и мебели.

Деликатное предложение

В январе 2018 года в хмельницком ТЦ EL по адресу улица Нижнебереговая улица, 42/1 начал работу маркет Delicate Premium в новом формате. Ранее по этому же адресу работал супермаркет семейной покупки Delicate, но обновленный магазин очень сильно отличается от него. В ходе реконструкции владельцы магазина решили сменить концепцию и ассортиментный ряд. Так, заметно расширено предложение деликатесной и премиальной продукции, увеличены зоны товаров категории fresh и здоровых продуктов. Кроме этого, улучшена зонировка, упрощенная навигация, оптимизированная выкладка товаров. Также в Delicate оборудовано небольшое кафе, где гости могут отдохнуть и поесть.

Маркет класса «ультра»

После разделения владельцами в 2017 году торговых объектов сети МегаМаркет один из бывших партнеров – Олег Вишняков – стал единоличным владельцем части активов. В частности, здания у станции метро Почайна (где раньше находился МегаМаркет, а сейчас работает флагманский магазин Rozetka), а также ТРЦ Ультрамарин, где сначала запустили УльтраМаркет, позиционируя его как премиальный супермаркет. Уже позже произошел запуск новой сети Ultramarket и ребрендинг МегаМаркет в столичном ТРЦ Cosmo Multimall, а также на улице Сурикова, 3А.

Первый магазин новой сети Ultramarket открылся в Киеве в середине мая 2021 г. в ЖК San Francisco Creative House на проспекте Победы, 67. Его общая площадь 2850 кв. м. Концепцию магазина назвали Health, Craft, Farm, Local. В торговом зале нет «типичных» отделов, зоны отличаются стилем, материалами и шрифтами вывесок, но связаны единственной идеей с акцентом на экологичность и крафт.

В декабре 2022 года под брендом Ultramarket начал работу еще один магазин площадью 6500 кв. м и огромным паркингом, расположенным на улице Глубочицкой, 44, на месте закрытого Эльдорадо. Во всех магазинах был расширен ассортимент за счет экологически чистых и крафтовых продуктов. Таким образом, Ultramarket можно считать премиальной версией бывшего МегаМаркета.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка