
Ирина Брославцева, Graff: Как влюбить потребителя в национальный чайный бренд за девять месяцев


Ошибки являются частью организационного роста, если они не являются фатальными. Поэтому главное – делать правильные выводы.
На конференции для представителей e—commerce Promodo Partners 2019 руководитель и совладелец самого успешного проекта в сфере электронной коммерции Aukro.cz Вацлав Лиска рассказал о том, как компании удалось вернуть к росту падающий бизнес. RAU выбрала самое интересное из рассказа предпринимателя.
Чешский Aukro.cz был запущен как маркетплейс группой компаний Allegro в августе 2003 года после успеха аналогичного бизнеса в Польше: группа захватила больше половины рынка интернет-торговли. Поначалу бизнес в Чехии быстро рос и развивался, и через несколько лет занял лидирующие позиции на рынке. В том числе благодаря финансовым возможностям материнской структуры.
Однако после бурного роста наступил период спада. В том числе из-за огромной конкуренции. Например, сейчас в Чехии насчитывается около 40 000 интернет-магазинов на 10 млн населения (самая высокая доля на душу населения в Европе). Это не значит, что кто-то работал лучше нас. Просто люди покупали у разных продавцов.
В целом ежегодный рост рынка e-commerce Чехии достигает 30% при этом денежный оборот электронной торговли достиг $6 млрд.
Сложности компания испытывала в 2011-16 годах. В это время группа Allegro контролировалась южноафриканским медиахолдингом Naspers. В Aukro часто меняли стратегию, думая выйти на новый уровень, но из-за высокой конкуренции на этом рынке толком ничего не срабатывало.
Видя, что бизнес идет на спад, руководство попыталось ответить на три вопроса:
Ответы на эти вопросы удалось найти в 2016 году:
Актив был куплен в декабре 2016 года, а запуск новой платформы состоялся в августе 2017 года.
Но бизнес рос все равно очень медленно. Понадобился еще год поисков. После перехода на новую платформу произошла потеря органического трафика и только с сентября начался рост. Этому способствовала переориентация на трансформацию из обычного торговца в технологическую компанию, где применяются современные технологии оптимизации поиска и выдачи и так далее.
В ходе своих бизнес-изысканий сделали четыре главных вывода:
Из-за огромной конкуренции на внутреннем рынке чешская электронная коммерция стала одной из передовых в мире. Возможности персонализации и сегментации клиентов, работа с данными и прочие новые технологии позволяют выходить на рынки других стран. Как ожидается, чешский рынок электронной коммерции будет продолжать расти, и игроки сегмента будут внедрять инновации еще активнее, стремясь привлечь как можно больше клиентов.
Поэтому нельзя исключать, что Aukro снова вернется в Украину. Напомним, Aukrо.ua прекратил работу в Украине с 1 октября 2016 года. Все предприниматели, которые работали на этой интернет-площадке, были переведены на другие торговые площадки группы компаний EVO.
Читайте также —
Чего хочет потребитель. Топ-5 глобальных покупательских трендов 2019 года