Империя шуруповертов. Кому принадлежит и как захватывает рынок сеть магазинов электроинструментов Dnipro-M
Электроинструменты можно продавать в отдельных брендовых бутиках, как одежду или смартфоны, — доказали владельцы сети Dnipro-М. Особенно если сделать ставку на низкие цены, пишет журнал НВ.
Магазины под оранжево-черным брендом Dnipro-M массово начали появляться в украинских городах несколько лет назад. Их техника, которая в среднем на 30% дешевле техники известных конкурентов, быстро пополнила дома украинсцев и арсенал небольших строительных бригад. Именно ставка на доступность является основой технологии продаж сети. Журнал НВ подготовил материал об истории развития, стратегии экспансии украинского рынка и возможных угрозах для развития компании Dnipro-M. RAU предлагает ознакомиться с краткой версией материала.
Сейчас Dnipro-M является лидером в сегменте непрофессиональных инструментов — доля рынка сети оценивается в 25-30%. Это больше, чем у конкурентов. По данным компании Euromonitor International, в 2020 году доля японского производителя Makita в украинском сегменте электроинструментов в денежном выражении составила 19,9%, немецкого Bosch — 15,9%, болгарского Sparky Professional — 13,7%. Как отмечает аналитик компании по исследованию рынков Pro-Consulting Роман Соловей в 2019-м компания Dnipro-M занимала в натуральном выражении 15,5% рынка, а сейчас — уже 25%.
Развиваться Dnipro-M позволяет перераспределение индустрии электроинструментов. И в условиях повышенной инфляции спрос на товары перемещается в категорию более дешевых вариантов. Став аналогом сети супермаркетов АТБ, но на рынке инструментов, Dnipro-M активно открывает новые локации и проводит маркетинговые кампании. Название сети инструментов для ремонта помещений уже известна тысячам украинцев. На страницу компании в фейсбуке подписались более 220 000 человек. Все они — потенциальные покупатели продукции бренда.
Кто розвивает Dnipro-M
Найти информацию о сети, магазины которой можно встретить чуть ли не на каждом шагу, непросто. На официальном сайте данные об истории компании, ее основателей и даже перечень заводов-производителей электрооборудования не найти. «Очень закрытая компания» — так характеризуют ритейлера конкуренты. По данным Youcontrol, владельцем компании под названием «Сеть магазинов Днепр-М» является малоизвестный широкой публике предприниматель Александр Колесник. На публике он появился однажды: два года назад дал небольшой комментарий ютуб-каналу консалтинговой компании Фойл Украина, которая ему же и принадлежит.
Колесник — владелец торговой марки Dnipro-M, продукция которой выпускается преимущественно в Китае. В сети очень сильные закупщики, которые часто ездят в Поднебесноюй и контролируют качество продукции. Невысокая стоимость китайской рабочей силы, а потому и произведенных там инструментов позволили сети продавать свою флагманскую продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. В магазине Dnipro-M перфоратор обойдется в 2,9 тыс. грн, шлифовальная машина — в 798 грн. Например, перфоратор Bosch стоит 4,3 тыс. грн, а Makita — 3,5 тыс. грн.
Владелец Dnipro-M Александр Колесник
Колесник обладает еще несколькими компаниями. Кроме уже упомянутой Фойл Украины это предприятие в сфере краткосрочной аренды жилья, туристические лагеря Власок, а также фирма по управлению недвижимостью Либерти Резиденс. Партнером Колесника в некоторых фирмах с частями от 5% до 41% является Татьяна Звягинцева. Она владеет компанией КТ Украина, которую в качестве поставщика указано на коробках ручных инструментов и расходных материалов в магазинах Dnipro-M. Поставками же самых электроинструментов занимается компания Колесника.
КТ Украина — большая дистрибьюторская компания, которая, кроме продажи техники Dnipro-M, размещает заказ, доставляет и продает садово-парковую технику Foresta, промышленную химию Soma Fix, абразивные отрезные и шлифовальные диски Ataman. Все эти торговые марки, кроме Soma Fix, принадлежат Колеснику.
Самостоятельная сеть
Электроинструменты Dnipro-M продаются в Украине еще с 2010 года. Сначала компания работала с торговыми сетями, но несколько лет назад поменяла стратегию: Колесник решил создать свою фирменную сеть. И добился успеха.
Продукция Dnipro-M не продается в супермаркетах, однако представлена, по данным ProConsulting, в более 380 фирменных торговых точках в разных регионах страны. Развиваться такими быстрыми темпами позволяет франчайзинг. На сайте сети указано, что инвестиции в открытие одного магазина составляют 1 млн грн. Взноса за право использовать бренд и роялти не предусмотрено, а срок окупаемости составляет полтора года.
Директор консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова говорит, что полтора года — стандартный срок окупаемости франчайзингового розничного бизнеса, уточняя, что если сеть быстро развивается, значит ее модель рабочая и позволяет партнерам зарабатывать.
Инфографика: НВ
«Часть брендов низкого ценового сегмента потеряла позиции из-за проблем с логистикой из Китая в связи с пандемией. Эту нишу захватывают private&local trade labels, которые развиваются в Украине. К этой же категории можно отнести Dnipro-M», — считает Александр Грынив, руководитель департамента «Электроинструменты» компании Bosch Украина. Он указывает, что часть брендов в среднем и высоком ценовом сегменте фокусируются на самых прибыльных направлениях. По данным эксперта в первом полугодии продажи электроинструментов упали примерно до 10% по сравнению с 2019 годом и на 0-3% — с 2020-м. В этом году рынок выйдет на показатели 2020-го. Это один из возможных рисков, который ожидает Dnipro-M.
Строительная отрасль тоже не радует результатами. Директор компании Стокман Сергей Овчинников напоминает, что в 2020 году объемы строительства в Украине снизились на 50% по сравнению с 2018-м и предпосылок для их роста в ближайшие несколько лет эксперт не видит.
Необходимо ли столько магазинов для продажи электроинструмента, которые часто открываются у новостроек? Эксперты не уверены, ведь рынок может быстро насытиться.
За счет отсутствия других профильных сетей серьезную конкуренцию Dnipro-M могут составить крупные гипермаркеты, такие как Эпицентр и Leroy Merlin, а также онлайн-супермаркет Rozetka, считает Соловей из Pro-Consulting. Это тем более важно, поскольку Rozetka в прошлом году уже запустила продажи электроинструментов под собственной торговой маркой RZTK.
Будущее Dnipro-M зависит от нескольких факторов. Это и восстановление отрасли строительных услуг, и государственная политика в сфере регулирования рынка труда, ведь многие бригады, которые зарабатывают деньги ремонтами, используют «серые» схемы трудоустройства рабочих. Соответственно такие бригады имеют ограниченный доступ к банковским кредитам, которые могли бы облегчить приобретение необходимого арсенала инструментов.
Успешный ли это проект покажет время, убеждены эксперты. Проблему, очевидно, осознают и в Dnipro-M. По данным НВ, менеджмент компании проводит переговоры с крупными строительными компаниями и предлагает поставлять им инструмент более высокого качества.
Читайте также —
Три мушкетера: самые важные факты карьеры и бизнеса владельцев корпорации АТБ