Лучшие HR-практики в ритейле: сеть магазинов Novus

Лучшие HR-практики в ритейле: сеть магазинов Novus

03.07.2019 08:15
  810
Виктор Нагорский

Как в сети магазинов Novus работают над привлечением и удержанием персонала, какие инструменты используют для повышения лояльности и мотивации сотрудников, и по каким критериям оценивают эффективность работы с кадрами.

Читайте українською

Кадровый голод и высокая текучка персонала – одни из главных проблем украинского ритейла в последние годы. Однако некоторым работающим в стране компаниям удается успешно с ними справляться. За счет чего они достигают успехов в кадровом вопросе – рассказываем в цикле публикаций, посвященном лучшим HR-практикам в сфере розничной торговли в Украине. На этот раз о подборе, мотивации и обучении персонала RAU рассказала HR-директор сети Novus Юлия Назарец.

Общерыночные тенденции

— Насколько остро стоит кадровая проблема в украинском ритейле в целом и в сети Novus в частности? В чем, по вашему мнению, ее причины?

— Сейчас нехватку персонала ощущает не только ритейл, а Украина в целом. Главная причина — отток людей за рубеж.  Если говорить о «голубых воротничках», то они выезжают в основном в Польшу, Германию, Чехию. А в так называемых «интеллектуальных сферах» география трудовой миграции гораздо шире.

Ежемесячно мы наблюдаем минимум 300 обновленных вакансий для украинских соискателей за рубежом. В среднем, около 17% трудоспособного населения Украины находятся на заработках.

И эта цифра растет, поскольку много людей уезжает летом. Отсюда вытекает и следующая причина – сезонность. Занятым в торговле работникам свойственно уходить и возвращаться на рабочее место. С апреля по сентябрь – период высокой текучести для нас, так как многие в это время занимаются сезонными сельскохозяйственными работами.

— В условиях оттока кадров за рубеж конкуренция за людей между торговыми сетями ужесточается?   

— Без сомнения, высокая конкуренция – один из факторов, которые влияют на текучку персонала в ритейле. И если в небольших населенных пунктах люди менее мобильны и больше дорожат своим рабочим местом, то в больших городах, где велика конкуренция между сетями, они имеют больше возможностей для выбора. Как следствие — чаще меняют работу.

В целом, особенность сферы такова, что многие люди считают профессию не престижной, многих смущает физический труд, который не приносит удовольствия. Соответственно, на первый план выходит возможность закрыть базовые потребности и финансовая надежность. Мы регулярно мониторим все факторы, изучаем причины прихода и увольнения наших сотрудников.

— Какие ключевые факторы, по вашим данным, влияют на выбор работодателя в ритейле? Что наиболее важно для соискателя: уровень зарплаты, соцпакет, официальное трудоустройство, другие факторы?

— Мы регулярно замеряем, что именно привлекает кандидатов, которые хотят работать в ритейле. И, по нашим данным, среди ключевых факторов — стабильность, бренд европейского работодателя, соблюдение всех социальных гарантий, а также уверенность в качестве продукции, которую компания предлагает покупателям и которую мы покупаем сами.

Возрастной диапазон большинства наших сотрудников — это 38-45 лет. Хотя для других ритейлеров этот показатель может быть совсем другим, к примеру, 18-25 лет. 

В тоже время мы открыты и для молодежи: Novus поддерживает взаимодействие с различными учебными заведениями, обеспечивает прохождение практики для студентов, предоставляет возможность стажировки. Также принимаем на лето несовершеннолетних от 15 лет, чтобы дать им возможность подработки.

Эффективность прежде всего

— По каким параметрам измеряете эффективность работы с кадрами?

— В первую очередь, текучесть подразделения и конкретного руководителя, влияние смены руководителя на ситуацию в команде. Также мы ежегодно замеряем соцклимат, где обращаем внимание на показатели лояльности и вовлеченности, информированности сотрудников, готовности рекомендовать нас как работодателя, уровень доверия к высшему руководству и т.д. В том числе за счет этого у нас высокий процент вакансий, закрытых с помощью реферальной программы, когда наши сотрудники сами рекомендуют Novus как место работы.

По данным на май 2019 года 35% всех вакансий в сети Novus были закрыты благодаря активному участию сотрудников.

Для контроля эффективности работы с персоналом в Novus также замеряется количество сотрудников, которые успешно прошли испытательный срок, рост показателя «5 лет в компании», количество сотрудников, которые выросли у нас – заняли вышестоящие позиции или расширили экспертизу.

— Как Novus работает над привлечением персонала и его удержанием? Какие инструменты используете для повышения лояльности сотрудников к компании?

— По данным нашего мониторинга, ключевыми преимуществами работы в Novus наши сотрудники и кандидаты считают официальную зарплату, гарантированные социальные выплаты, соблюдение всех соцгарантий. Все это дает людям стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Компания также обеспечивает персонал обедами, развозками, предоставляет общежития для иногородних. Сотрудники принимают участие во внутренних программах лояльности, мы предлагаем для них обучение, стажировки и т.д.

Помимо этого, у нас действует мотивационная программа для сотрудников магазинов, главные призы которой — туристические путевки за рубеж. А сотрудников, которые проработали в компании 5 и 10 лет, мы благодарим за лояльность к компании и вручаем им денежные сертификаты.

— Как подбираете кандидатов и по каким критериям их оцениваете?

— Всех наших сотрудников условно можно поделить на следующие категории:

  • работник магазина: наиболее важной определяющей компетенцией при приеме на работу является клиентоориентированность и готовность работать по нашим стандартам;
  • сотрудник департамента: ключевой показатель — насколько люди соответствуют нашей корпоративной культуре и разделяют ценности компании. В случае соответствия мы тестируем заявленные кандидатом профессиональные качества;
  • руководитель: для менеджера в первую очередь важен EQ – эмоциональный интеллект, затем уровень развития soft skills, и только после этого — hard skills. Именно такой приоритет используем для принятия решения о приеме кандидата в компанию на руководящую позицию.

Знания — сила

— Как выстроена система обучения и профессионального развития персонала?

— Поскольку ритейл – очень динамичный рынок, требуется определенная гибкость в обучении. Есть базовые показатели квалификации сотрудников, которые поддерживаются постоянно, а есть то, что необходимо дополнять в зависимости от среднесрочных целей нашей компании.

Есть программы, которые обязательны для прохождения всеми сотрудниками магазинов: обучающие курсы о бизнесе Novus, стандарты обслуживания, знание ассортимента, а также все, что связано с безопасностью и охраной труда.

Также для сотрудников различных должностей с этого года внедряем долгосрочные программы развития в рамках обучения в нашем корпоративном университете NBA — Novus Business Art.

— Что представляет из себя университет Novus Business Art?

— По сути NВА – это интерактивная площадка для обсуждения процессов, которые поступают с центрального офиса в магазины. Только 20% занятий проводится внешними тренерами, 80% обучения реализовывают наши специалисты – эксперты в своих областях. Сейчас у нас 36 внутренних преподавателей. В корпоративном университете активно обучаются наши директора магазинов, заведующие производством и администраторы –это более 150 человек, и с каждым месяцем это количество увеличивается.

— Какие знания получают сотрудники в корпоративном университете? Какие преимущества несет в себе реализация такого проекта для компании?

— В первую очередь, взаимная обратная связь магазин-офис помогает осуществлять постоянный мониторинг и контроль актуальности, эффективности бизнес-процессов. Обучаем не только линейный персонал и сотрудников среднего звена.

Наш топ-менеджмент также проходит обучение современным методологиям управления персоналом и ведения бизнеса. С помощью внешнего провайдера руководители проходят ежегодную оценку личностных компетенций.

Кроме того, в планах компании есть проект по наставничеству, целью которого будет передача знаний от топ-менеджмента к другим сотрудникам.

Читайте также — 

Лучшие HR-практики в ритейле: RedHead Family Corporation, сеть магазинов Антошка


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка