Лидеры вдохновения: ритейлеры, которые могут служить образцом для подражания
Владимир Костельман, Владислав Бурда, Андрей Логвин и другие бизнесмены, связанные с ритейлом, которые вошли в список 17 человек, чьи достижения вдохновляют.
Издание Новое время совместно с Bendukidze Free Market Center составило уникальный для Украины список: бизнесменов, чья жизнь, работа и достижения могут служить примером для подражания. В список вошли всего 17 человек, и их не найдешь на первых строчках рейтинга самых богатых украинцев. Как отмечает Новое Время: «Почти все они построили свой бизнес с нуля, а не благодаря приватизационным аукционам. Они создали компании, которые вдохновляют других. И сделали это настолько честно, насколько это было возможно в коррумпированной и неэффективной стране. А еще они открывали новые направления предпринимательства и развивали деловую среду. И теперь их пример может стать ориентиром для тысяч других бизнесменов».
Отобрать кандидатов в столь необычный рейтинг изданию помогли более 40 экспертов: бизнесмены, представители бизнес-школ и международных организаций, инвестбанкиры. Каждый из опрошенных мог назвать троих претендентов, которые, по его мнению, могли бы служить образцом для подражания для отечественных бизнесменов. Итоговый список составлен из тех, чьи фамилии упоминались в ответах чаще всего.
RAU проанализировала список, составленный Новым Временем и Bendukidze Free Market Center, и выбрала из него людей, непосредственно имеющих отношение к ритейлу и коммерческой недвижимости.
Владимир Костельман
44 года, совладелец Fozzy Group
Количество сотрудников: более 40 000
Мелкий опт — чай, кофе, шоколадки. С этого в 1990‑х начинал Владимир Костельман и его партнеры. Постепенно дело набирало обороты, и уже в 1998‑м предприниматели, доросшие до оптовых продаж, открыли в Вишневом, пригороде Киева, первый гипермаркет Fozzy.
За следующие два десятка лет Fozzy Group превратилась в одну из крупнейших розничных сетей в Украине и насчитывает более 600 торговых точек по всей стране. Причем Костельман первым из украинских бизнесменов, работающих в ритейле, начал диверсифицировать бизнес. А именно — стал открывать магазины для покупателей с разной толщиной кошелька. Так появились магазины экономтоваров Фора — для небогатых покупателей, сеть Сильпо — для среднего класса и Le Silpo — для состоятельных клиентов. Но и гипермаркеты формата «закупки на неделю» остались в сети.
Перерождение торговые точки Fozzy пережили после кризиса 2008 года: обремененная долгами сеть эффективнее конкурентов переформатировала магазины под новые реалии и лучше других начала управлять ассортиментам в торговых залах.
А в прошлом году бизнес Костельмана дополнился подразделением Thrash! Трощимо ціни, ориентированным на предоставление покупателям суперскидок. Спустя год «треш-формат» разросся до 39 магазинов в 14 городах страны. Fozzy Group собирается продолжить развитие идеи магазинов класса суперэконом.
Торговля едой и мелочовкой сделала Костельмана одним из самых состоятельных людей Украины: с 2007 года совладелец Fozzy Group, по оценкам инвесткомпании Dragon Capital, неизменно входит в число ста самых богатых украинцев. Максимальный размер состояния, по подсчетам аналитиков, Костельман имел в 2008‑м — $ 970 млн. А вот прошлый год выдался самым плохим — его капитал эксперты оценили лишь в $ 244 млн.
Костельман, с бизнесом которого сталкиваются миллионы украинцев, всегда остается в тени. Он редко дает интервью, недолюбливает деловые костюмы, носит длинные волосы и играет в рок-группе. «Свободный стиль одежды очень мешает в деловых переговорах, поэтому приходится лучше их вести, — признавался бизнесмен в одном из редких интервью журналу Фокус в 2008‑м. — Зато потом партнеры ослабляют галстуки, а на следующую встречу сами приходят не в костюмах».
В сентябре 2017 года Владимир Костельман победил в номинации «Персона года в ритейле» по итогам голосования на Retail&Development Business Awards, организованном Ассоциацией ритейлеров Украины.
Владислав Бурда
45 лет, основатель и президент RedHead Family Corporation
Количество сотрудников: более 2200
Человек, имеющий четверых детей, просто обязан заниматься бизнесом, связанным с детьми. Так и делает Владислав Бурда, собственник сети магазинов Антошка. Соединение семейных нужд и потребностей рынка порождает самую крепкую связь, уверен он.
В начале 1990‑х, когда у Бурды родился старший сын, он осознал, сколь беден украинский рынок детских товаров. Проблема с поиском предметов первой необходимости подсказала 21‑летнему одесситу хороший способ заработать, и в 1994 году он основал компанию Европродукт: принялся завозить из Москвы детское питание, которое пользовалось огромным спросом.
Поначалу Бурда ограничивался дистрибуцией, но уже три года спустя решил открыть магазин Антошка, который всего через несколько лет стал брендом всеукраинского масштаба.
В магазине был представлен не просто более разнообразный и качественный ассортимент товаров, чем у конкурентов. Бурда закрывал весь спектр детских потребностей: от предметов гигиены и одежды до модных игрушек и мебели.
Успех магазина вдохновил конкурентов и фактически создал рынок детского ритейла: вскоре аналоги Антошки стали открывать по всей стране.
Но и Бурда не терял времени: сегодня у Антошки уже 41 магазин в 18 городах Украины. А еще — 11 бутиков Daniel с детской одеждой элитных брендов вроде Armani Junior, Miss Blumarine, Baby Dior и Monnalisa.
Кроме того, RedHead сохраняет лидирующие позиции в дистрибуции детских товаров: компания Бурды импортирует 30 мировых брендов в 77 торговых сетей, покрывая 25% рынка детского питания в стране.
Один из секретов успеха эксперты считают то, что с момента создания бизнеса к вопросам менеджмента Бурда подходил по‑научному. В частности, развивал Антошку и RedHead family в соответствии с управленческой теорией американского эксперта Ицхака Адизеса: наиболее эффективен бизнес, построенный на культуре взаимного доверия и уважения.
А еще Бурда одним из первых среди предпринимателей-ритейлеров ограничил личную власть, создал в компании независимый совет директоров.
Андрей Логвин
37 лет, сооснователь и генеральный
директор шопинг-клуба modnaKasta
Количество сотрудников: около 600
Свою карьеру Андрей Логвин начинал в сфере IT. Причем долго не раскачивался: уже на третьем курсе вуза открыл свое первое дело в сфере интернет-провайдинга. Затем руководил несколькими крупными IT-компаниями, в том числе мобильным оператором CDMA Ukraine.
Со связи на ритейл Логвин переключился в 2010 году, взяв в компанию друга — Олега Скрипниченко. Партнеры за несколько дней разработали идею проекта, нашли инвестора в Стамбуле — и уже через несколько месяцев шопинг-клуб modnaKasta вышел на украинский интернет-рынок. В 2013‑м онлайн-магазин занял первое место среди компаний, занимающихся продажей одежды в интернете, выполнив почти 2 млн заказов.
Прошло еще три года агрессивного развития, и теперь ежемесячная аудитория modnaKasta, по данным ain.ua, составляет 4,2 млн посетителей. Ближайшие конкуренты — LeBoutique и Bonprix — отстают в 2 и 4 раза соответственно.
Главная специализация компании — продажа одежды, обуви и товаров для дома. Впрочем, Логвин уверяет, что основной сферой его деятельности остается IT. «Все думают, что магазин в онлайне и магазин в офлайне — это одно и то же. Я глубоко убежден, что это ошибка, — говорит бизнесмен. — Поэтому мы позиционируем себя как IT-компания, а не магазин. Мы — IT-компания, которая продает одежду”.
Он не скрывает, что modnaKasta основана по принципу уже существующих международных площадок онлайн-продаж, но при этом с удовольствием экспериментирует и берется за смелые идеи.
Так, в августе 2017‑го modnaKasta вместе с международной неделей моды Mercedes-Benz Kiev Fashion Days запустила проект See now — Buy now: взялась продавать эксклюзивные новинки прямо с подиума во время онлайн-трансляций. Срок доставки — две-три недели. Аналогов такому проекту, как уверяет Логвин, нет не только на постсоветском пространстве, но и во всей Восточной Европе.
Томаш Фиала
43 года, гендиректор инвесткомпании Dragon Capital,
владелец издательского дома Медиа-ДК
(выпускает журнал Новое Время)
Количество сотрудников: около 200
Томаш Фиала приехал в Украину из Чехии в 1996 году: вчерашнего студента Пражского института экономики привлекла возможность заработать. Он устроился в крупнейшую чешскую инвесткомпанию Wood&Company, возглавив ее киевский офис.
Первая сделка молодого инвестбанкира оказалась неудачной: Wood&Company купила 4% акций банка Украина, но местные чиновники, кормившиеся с крупнейшего на тот момент финучреждения страны, заставили иностранцев отказаться от сделки. «Это научило нас быть более осторожными: мы поняли, что в Украине подписанный договор ничего не значит», — рассказывает Фиала НВ.
Урок он усвоил. И когда в 2000‑м Фиала пустился в свободное плавание, создав собственную инвесткомпанию Dragon Capital (DC), он стал вести бизнес менее рискованными методами, чем конкуренты. К примеру, компания практически всегда инвестировала в акции не заемные средства, как другие, а только свои. И даже в период инвестбума середины 2000‑х Фиала не выдавал своим сотрудникам сумасшедших бонусов.
Во многом это помогло DС благополучно пройти через все украинские и глобальные кризисы, а также стать крупнейшей отечественной инвесткомпанией. Вложения Фиалы помогли вырасти самым разным украинским предприятиям: производителю кетчупов Чумак, сети строительных супермаркетов Новая линия, кафе Венские булочки. Что касается привлеченных инвестиций, то за все время работы DC привлек в отечественную экономику более $ 5 млрд.
В 2014‑м инвестбанкир под влиянием революции достоинства основал журнал Новое Время, став его инвестором. В декабре 2015 года Dragon Capital вошла в состав соучредителей Ассоциации ритейлеров Украины.
Андрей Худо
39 лет, совладелец холдинга эмоций !FEST
Количество сотрудников: более 2000.
До 2007 года о львовянине Андрее Худо мало кто знал. Но затем он враз обрел популярность. А все благодаря ресторану Криївка, который Худо открыл с двумя партнерами: заведение в подвальчике на центральной площади Львова, стилизованное под тайный схрон воинов УПА, произвело фурор. Уже в первый месяц ресторан посетило 50 000 человек.
Спустя 10 лет Криївка стала настоящей визиткой города. Каждые выходные перед рестораном выстраиваются очереди из желающих вкусить повстанческого колорита. И не только перед ним: за прошедшие годы Худо с партнерами открыл в городе сеть из 22 заведений (три из них имеют франчайзинговые проекты), каждое отличает оригинальная, до мелочей продуманная концепция.
Идеи основателей !FEST неисчерпаемы. В их активе эпатажное Мазох-cafe, где посетителей стегают плетьми и подают коктейли с игривыми названиями; шокирующая Грильова ресторація м’яса та справедливості, где «палач» публично наказывает гостей в перерывах между подачей мясных блюд с мангала. Есть и внушительный театр пива Правда с оригинальными названиями сортов вроде Putin Huilo и Frau Ribbentrop (на бутылках последнего красуются портреты канцлера Германии Ангелы Меркель).
«Вот сидишь ты, чувак из Львова, и думаешь, как бы мне попасть на CNN, BBC и Reuters? — смеясь, рассказывал НВ Худо.— И понимаешь: если ты не Apple и не Tesla, то никак. А благодаря этому пиву мы попали на полосы всех ведущих изданий, нас приезжали снимать западные каналы».
Эпатажными приемами и особой атмосферой !FEST не просто зарабатывает деньги, но и работает на популяризацию Львова, уверен Худо. Некоторые заведения холдинга с разным успехом уже вышли далеко за пределы Галичины: кофейня Львівські пляцки работает в восьми городах Украины, а Львівська майстерня шоколаду — в двух десятках. Заведение представлено и за границей: в азербайджанском Баку и польском Кракове.
«Худо с партнерами, по сути, создал бизнес с нуля, — говорит Андрей Беспятов, глава аналитического департамента инвесткомпании Dragon Capital. — Причем этот бизнес быстро развивается, основываясь на оригинальных идеях и не останавливаясь на достигнутом».
Вячеслав Климов, Владимир Поперешнюк
42 и 42 года, совладельцы группы компаний Нова пошта
Количество сотрудников: более 23 000
За последние десять лет в Украине появилось не так уж много брендов национального масштаба. Один из них — Нова пошта (НП), созданная в начале 2000‑х партнерами Вячеславом Климовым и Владимиром Поперешнюком.
Эта компания осуществляет экспресс-доставку грузов в 97% населенных пунктов Украины, опережая по этому показателю всех остальных. Компания помогла развиться тысячам бизнесменов малой и средней руки, которые благодаря детищу Климова и Поперешнюка смогли наладить быструю доставку своих товаров потребителям по всей Украине. Особенно полезной Нова пошта стала для онлайн-магазинов: теперь все крупнейшие игроки этой сферы сотрудничают именно с этим почтовым оператором.
А все потому, что в свое время создатели Нова пошта сами столкнулись с проблемой доставки своей продукции потребителям. И решили создать структуру, которая гарантирует как скорость доставки, так и качество работы.
С 2014 года НП вышла на международные рынки. Вначале компания открыла представительства в Молдове и Грузии, а затем запустила услуги международной доставки. И теперь НП доставляет посылки и другие отправления в 200 стран мира.
А еще именно фирма Климова и Поперешнюка стала раздражителем для государственного монстра — Укрпошты. Последняя, годами работавшая по советским канонам как скорости, так и обслуживания, теперь вынуждена меняться.
Источник – Новое Время
Читайте также –
Блискавична двадцятка: рейтинг кращих топ-менеджерів в рітейлі