Лариса Синькова, Копійка: Во время войны получили лицензию на импорт и возим товар своим транспортом

Лариса Синькова, Копійка: Во время войны получили лицензию на импорт и возим товар своим транспортом

11.08.2022 09:00
  1318
Костянтин Симоненко

Коммерческий директор продуктовой сети Копійка о нюансах продолжения работы в Одессе, производителей, искусственно завышающих цены на товары, и новой жизни под обстрелами.

Читайте українською

Коммерческий директор продуктовой сети Копійка Лариса Синькова работает в компании уже 22-й год, то есть фактически с момента основания ритейлера в Одессе в 2001 году. Поэтому неудивительно, что она хорошо знает все сильные стороны бизнеса, состоящего из около 100 магазинов двух форматов (универсамов и минимаркетов), расположенных на территории Одесской, Николаевской и Херсонской областей. В ходе RAU-вебинара «Трансформация ритейла во время войны», Лариса Синькова рассказала о том, как за достаточно короткое время удалось подготовить кадры на замену эвакуированным, поддержать оставшихся на работе, восстановить программы лояльности и полностью изменить логистику и поставщиков. RAU публикует основные тезисы ее выступления.

О задачах военного времени

Наш слоган – «Хорошие соседи». Поэтому когда столкнулись с неожиданным (несмотря на все предупреждения) развитием событий, всем пришлось мобилизоваться. Прежде всего, мы пытались максимально помочь украинским защитникам — армии и флоту. Помогали продуктами и ​​выполняли другие запросы. Вторая задача – сохранить персонал. Многие уехали за границу. Есть потери по магазинам, которые были в ныне оккупированном Херсоне и контролируемом Украиной Николаеве. Однако в Николаеве продолжаем работать, несмотря на многие разрушения. Все усилия прилагаем к победе.

О новой жизни под обстрелами

Учитывая частые обстрелы оккупантами южных регионов Украины, безопасность людей на первом месте. Существует распоряжение военной администрации, что во время воздушной тревоги все магазины должны быть закрыты. Наш HR отдел разработал на этот случай соответствующий инструктаж, как должны действовать все работники в магазине. Эти инструкции существуют как в бумажном, так и в электронном виде. Там, в частности, речь идет о том, как обращаться с покупателями, которые должны покинуть помещение и переместиться в укрытие.

Так, например, кассир должен закрыть чек (если шло обслуживание) и предложить всем перейти в укрытие. Это может быть подвальное помещение самого магазина (где оно есть). Соответственно, охрана магазина должна выпустить тех, кто хочет уйти из магазина, и закрыть его, а всех остальных направить в подвальное помещение.

Если укрытие находится поблизости, всех также эвакуируют к нему, а торговый зал закрывают. Все маршруты эвакуации также подробно отработаны. Конечно, желающие могут пойти в другое укрытие или домой. Никто насильно их не заставит прятаться. Дополнительно мы установили в магазинах громкоговорители, по которым транслируются все необходимые инструкции.

О пользе госрегулирования

Мне как представителю частного бизнеса тоже не очень нравится госрегулирование, но нам оно очень помогло, особенно в начале военного положения. В частности, перечень критического импорта и достаточно долгое время удержание стабильного валютного курса на закупку таких товаров. Мы довольно давно практикуем собственный импорт, но именно эти регуляции помогли нам обеспечить необходимый ассортимент товаров по доступным ценам.

Для нас регуляции, касающиеся логистики трансграничных перевозок, не имели большого значения, поскольку удорожание горючего было решающим фактором. Поэтому, чтобы удешевить доставку, мы решили сами во время войны получить лицензию на импорт и пытаемся своим транспортом возить. Это получается дешевле, чем нанимать перевозчиков.

Иногда приходится самим вводить регулирование, чтобы люди не набирали сахар или соль мешками. Естественно, некие регуляции вредили бизнесу. Например, сначала мы не могли нормально своим транспортом развезти товар по магазинам из нашего РЦ под Одессой, поскольку нужно было преодолеть целых пять блокпостов. Но сейчас все эти проблемы постепенно уладились.

О поддержке и обучении персонала

Работа с людьми – это сложный и постоянный процесс. С началом полномасштабной войны часть персонала уволилась и уехала за границу, другие просто взяли отпуск и тоже эвакуировались. Первый месяц было очень страшно многим и люди боялись выходить на работу. Чтобы как-то стимулировать их, было принято решение вдвое увеличить должностные оклады, и это кроме бонусов, которые тоже были. Также у нас не первый год работает учебный центр. Это помогло быстро организовать обучение или переквалификацию сотрудников на те позиции, где не хватало соответствующих специалистов. Этим мы выгодно отличались от других ритейлеров.

За пять месяцев войны уволилось примерно 770 человек и принято около 500. Мы не расширяем штат, наш HR-отдел вычисляет почасовую результативность работы, чтобы эффективно использовать труд специалистов и перераспределять усилия.

По части материального поощрения мы не уменьшали оплату труда линейного персонала, но ввели понятие справедливого вклада. Например, есть специалисты, которые работали дистанционно и в силу обстоятельств не могли быть в полной мере задействованы в работе. Этим членам команды на 15% была снижена оплата труда. Что позволило провести необходимую оптимизацию затрат в соответствии со вкладом каждого человека в общий результат работы сети.

О возобновлении программы лояльности

В нашей сети действует карта программы лояльности под названием «Сусіди». Конечно, с начала войны инвестиции производителей и поставщиков по части промо были сокращены. Отсутствие логистики сильно ударило по дистрибьюторам. Но благодаря нашей собственной транспортной компании нам удалось не только самим решать эти вопросы, но и помогать нашим партнерам.

Благодаря тому, что доля собственного импорта значительно возросла, мы смогли организовать промо-акции с этими категориями товаров. С апреля наш отдел маркетинга начал активно развивать это направление, возобновив печать газеты с акционными предложениями «Цінова газета», выходившей до войны дважды в месяц. Теперь новый выпуск выходит ежемесячно и 5% от выручки от продажи товаров, указанных в газете, направляем в фонд «Повернись живим». Это вызывает дополнительный интерес к акционным предложениям, а также позволяет и производителям и покупателям почувствовать свою причастность к вкладу в победу.

О новых условиях сотрудничества с поставщиками

Война повлияла на создание многих категорий продуктов. В то же время, были и такие производители, которые воспользовались ситуацией и значительно повысили цены на свою продукцию, которая поставлялась в магазины Копійка. К примеру, макароны стали дороже сразу на 45%. Возможно, поставщики учитывали риск невозврата средств, но такие факты были не единичными. В данном случае мы хорошо понимали, сколько на самом деле стоит пачка макарон, поскольку сами тоже их выпускаем. Поэтому пришлось прекратить сотрудничество с некоторыми из производителей.

На самом деле рыночную цену любого товара можно сосчитать и мы этим занимаемся постоянно. Сейчас многие из производителей уже вернули бонусную систему и отчисляют средства на маркетинговые мероприятия. Поэтому есть надежда, что в дальнейшем ситуация будет только улучшаться.

Читайте также –

Торговая сеть Копейка открыла новый универсам в Одессе


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка