Коммерческий прогноз: что будет с торговой недвижимостью во второй половине года
Во втором квартале 2023 года украинские ТРЦ показали хороший результат: вакантность снижается, условия аренды возвращаются к довоенным. Прогнозы экспертов и участников рынка достаточно оптимистичны.
Издание Forbes.ua опросило основных экспертов и участников рынка коммерческой недвижимости по развитию тенденций, проявившихся на рынке в этом году. Председатель исследовательской группы Украинского совета торговых центров (УСТЦ) Дмитрий Топольсков отмечает, что после массированных обстрелов и блекаутов в начале года идет стабильный рост заполняемости торговых центров и увеличение числа посетителей. Сейчас более 75% арендаторов имеют условия, близкие к тем, что у них были до 24 февраля 2022-го.
Ставки аренды
По словам директора Украинской торговой гильдии (UTG) Евгении Локтионовой, только 10% арендаторов имеют индивидуальные скидки на уровне 15–20% из-за существенной девальвации гривны (договоры привязаны к курсу доллара). Цены также стабилизировались – средняя арендная плата в киевских ТРЦ начинается с $35 за кв. м, если речь идет о площади на 100 кв. м.
По данным УСТЦ, в целом по украинским ТРЦ средневзвешенная ставка аренды на обычные лоты снизилась на 6% по сравнению со второй половиной 2022 года и составляет $24 за кв. м, поскольку участники рынка осознали: война скоро не закончится и мгновенного возвращения к довоенным показателям ждать не стоит.
Вакантность
Также с начала года вакантность киевских ТРЦ уменьшилась на четыре процентных пункта и составляет 19% (до войны вакантность была около 10%). В отличие от столицы на западе страны все ТРЦ заполнены – вакантность равна 0%. Ведущий эксперт Colliers Ukraine по торговой недвижимости Игорь Заболоцкий говорит, что сейчас ситуация даже лучше, чем можно было ожидать. С начала года на западе страны открылись три профессиональных торговых центра – ТРЦ Вектор в Трускавце, Park в Дрогобыче и Baobab в Луцке. Общая площадь ТРЦ в западных областях увеличилась на 30 300 кв. м.
Посещаемость
Также растет посещаемость ТРЦ: с начала года она в среднем увеличилась на 12%, подсчитали в УСТЦ. В киевских ТРЦ она составляет 380 человек на 1000 кв. м.
Движущие силы
Успехи ТРЦ – производная существенного улучшения потребительских настроений украинцев. Во втором квартале денежные объемы расчетов украинцев в национальной терминальной сети, по данным Sense Bank, выросли на 28% (после поправки на сезонность на 17%). Как отметил начальник аналитического отдела Sense Bank Алексей Блинов, оборот розничной торговли в реальном выражении уже вплотную приблизился к показателям 2021 года, несмотря на то, что многие украинцы выехали за пределы страны.
Украинцы начали тратить накопленные деньги не только на товары повседневного потребления. Например, в сети Эпицентр фиксируют рост спроса на бытовую технику и электронику, например кофемашины, бойлеры, холодильники и стиральные машины. В регионах, близких к линии фронта, украинцы стали чаще покупать строительные и отделочные материалы.
Прогнозы на будущее
На следующие полгода у участников рынка еще более положительные ожидания. Одним из факторов улучшения ситуации для ТРЦ является ожидаемое возобновление работы магазинов Inditex (бренды Zara, Bershka, Stradivarius, P&B, Massimo Dutti). Впрочем, неизвестно, когда и при каких условиях Inditex примет решение возобновить работу в Украине.