Головна > Полезный опыт > HR > Кейс IKEA: как компания ищет сотрудников в условиях пандемии
Кейс IKEA: как компания ищет сотрудников в условиях пандемии

Кейс IKEA: как компания ищет сотрудников в условиях пандемии

Перед IKEA была непростая задача — отбор на около 100 вакансий в условиях пандемии без опасности для здоровья кандидатов и сотрудников. Вот как компания подошла к ее решению.

Читайте українською

HR-менеджер IKEA Ukraine Виктория Новохацки в колонке для портала НВ рассказала о том, как набирают персонал в компанию в условиях карантинных ограничений, на что обращают внимание и какие вакансии до сих пор открыты. RAU публикует ключевое из ее колонки.

Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в деятельность компаний во всем мире. Большинство из них ограничили или приостановили поиск новых сотрудников. Компания ИКЕА в Украине, наоборот, начала активное развитие, требующее соответствующих человеческих ресурсов. Как показывает наш опыт, пандемия — не приговор, а окно возможностей для улучшения существующих рекрутинговых практик.

В этом смысле Украина стала уникальным сравнительным кейсом: ИКЕА уже дважды проводила здесь массовый рекрутинг. Первая волна прошла еще год назад, до начала пандемии. Часть кандидатов, которых отобрали, уже работают у нас, например, поддерживают деятельность онлайн-магазина. А с июня 2020 началась вторая волна — для будущих позиций в магазине городского формата в Киеве от продавцов-консультантов и работников на складе до руководителей отделов.

Как провести отбор на около 100 вакансий в условиях пандемии без опасности для здоровья кандидатов и сотрудников, и при этом не потерять уникальный, персонализированный подход к набору персонала? Этот вопрос заинтересовал не только нас, но и наших коллег со всего мира.

Рекрутинг в других странах

Чтобы осознать масштаб изменений, следует понимать, как обычно происходит рекрутинг в компании ИКЕА.

Все, что мы делаем, базируется вокруг глобальной миссии — сделать функциональные и тщательно разработанные решения для дома доступными для как можно большего количества людей. Чтобы понять и ответить на весь спектр ожиданий большого количества разнообразных клиентов, нам нужны так же различные сотрудники. Не имеют значения возраст или пол кандидатов, их семейный статус или личные предпочтения. Мы стремимся создавать гендерно-сбалансированные команды в рамках инклюзивной культуры компании, которую ИКЕА развивает и в Украине.

Любой наш коллектив должен быть инклюзивным. Мы хотим, чтобы сотрудники считали офис своим вторым домом и чтобы внутри каждый чувствовал себя безопасно и знал его или ее стиль жизни найдет здесь поддержку.

Для всего этого необходимо, чтобы сотрудники искренне разделяли ценности ИКЕА. Во время отбора потенциальных сотрудников во всем мире мы ориентируемся прежде всего на ценности кандидатов, а уже потом оцениваем их компетенции. Ведь опыт и знания со временем можно приобрести: например, новый заместитель директора ИКЕА по розничной торговле во всей Европе 18 лет назад начинал как работник склада на неполное рабочее время.

Именно поэтому мы много внимания уделяем ценностям и лидерским качествам кандидатов, несмотря на уровень должности, на которую отбираем. Наша методика отбора сотрудников базируется на создании дружественной и комфортной атмосферы для кандидатов, чтобы максимально раскрыть и понять их как личностей. Мы не стрессуем или тестируем их, а скорее просим быть собой.

Конечно, такая методика требует личного контакта и «человеческого» подхода. Например, отбор на высшие должности обычно начинается с индивидуальных интервью с HR-менеджером и непосредственным руководителем. Даже для массового отбора предусмотрены базовые телефонные собеседования. Лучшие кандидаты затем получают приглашение в Центр Оценки. Там они проходят симуляции реальных ситуаций, чтобы мы поняли подходы кандидатов к решению проблем. Обычно такая оценка происходит в течение всего дня и проходит в группах по 4 или 50 человек — для индивидуального и массового отборов, соответственно.

Как сохранить «человечный» рекрутинг в условиях дистанцирования

В условиях пандемии COVID-19 все основные инструменты отбора — индивидуальные интервью, Центры оценивания — стали неактуальными. В апреле 2020 возник вопрос: как перевести оценивания онлайн, при этом не потеряв ни эффективности, ни «человечности» отбора? Ведь раскрыть личность человека дистанционно гораздо труднее, а нервозность такого отбора может быть существенно выше.

Мы нашли ответ на пересечении современных технологий и ценностей. С одной стороны, на глобальном уровне компания запустила собственную современную платформу для рекрутинга, Talent Recruit, которая заработала и в Украине. Это комплексная система, которая позволяет полностью перевести рекрутинг онлайн и организовать все процессы в одном приложении — от анкетирования до практическим задач и даже личных чатов с кандидатами. Больше не нужно рассылать индивидуальные мейлы или приглашения — значит, первичный отбор стал значительно эффективнее. А благодаря развитой цифровой инфраструктуре и высокому уровню цифровой грамотности новая система быстро прижилась в Украине.

В то же время мы уделили внимание тому, чтобы диджитализация не помешал «человечности» процесса. Чтобы минимизировать стресс, мы разработали обновленную систему оценивания. Анкеты и задачи стали еще короче и проще, а также адаптированными к онлайн-среде. Конечно, остались и личные собеседования — теперь с помощью видеоконференций, во время которых мы так же стараемся воспроизвести дружескую атмосферу.

Пандемия как окно возможностей для HR

Новая система рекрутинга получила положительные отзывы как от сотрудников, так и от кандидатов. Украинская команда фактически стала первопроходцем в организации массового рекрутинга онлайн; надеемся, этот опыт будет учтен и в других странах. Более того, изменения сделали наш процесс отбора лучшим и эффективным, поэтому много новшеств, вероятно, останутся и в будущем, даже после завершения пандемии.

Все это было бы невозможно без открытости к новым идеям и готовности к экспериментам. В течение разработки и имплементации новой системы мы получили множество ценных советов от всех коллег как в Украине, так и за рубежом. Мы не учитывали то, от кого поступали идеи: от глобальных HR-специалистов, коллег из других отделов или новых сотрудников, которые только проходят тренировки. Так пандемия стала катализатором, а разнообразие и инклюзивность — двигателем эволюции в турбулентные времена. Ведь именно разность взглядов и опытов позволила нам найти нестандартные решения вызовов и помогла переключиться с хорошо настроенных процессов на что-то новое.

Сейчас ИКЕА в Украине завершает процесс приема на работу кандидатов первого массового отбора сотрудников, который прошел летом 2019 года, а также продолжает второй массовый отбор. Новые вакансии открыты как для будущего магазина, так и для пунктов выдачи товаров: продавцов-консультантов, специалистов пунктов выдачи заказов, работников склада.

Источник: НВ

Читайте также

Руководитель IKEA в Украине: Физический магазин очень важен для нашей бизнес-концепции

 

Про автора