Казахи в степях Украины: кого из e-commerce-ритейлеров может купить Kaspi.kz в Украине
С кем именно в Украине ведет переговоры о покупке финтех-гигант Kaspi.kz и кто из игроков отечественной онлайн-торговли может стать их «жертвой».
В конце октября в СМИ появилась новость, что Kaspi.kz ведет переговоры о покупке крупного украинского e-commerce-ритейлера. На экспансию компания привлекла почти $1 млрд, — сообщил AIN.UA. Позже то же издание подлило «масла в огонь» – добавило, что речь идет о лидере украинской онлайн-торговли Rozetka.ua, однако на рынке появились и другие теории. RAU расспросила экспертов и участников рынка, кого на самом деле может купить казахстанский финтех-гигант, и зачем это ему.
«К» и «Р » сидели на трубе
Сначала после поднятого хайпа «Rozetka продают», сооснователь крупнейшего маркетплейса Украины Владислав Чечеткин лишь отшучивался. Новость он не подтверждал, но и не опровергал. На запрос издания НВ, ответил, что пока с ним публично ведет переговоры лишь соучредитель Monobank Олег Гороховский. «Причем уже предложил 10 млрд!»- иронизировал он.
Источники издания настаивали, что такое предложение к владельцам Rozetka от Kaspi все же поступало. И даже оценили маркетплейс в сумму от $1,6 млрд до $7,2 млрд. Но позже, на очередной запрос от СМИ о том, действительно ли идут переговоры о покупке Rozetka, Чечеткин ответил коротко: «Бред». Тем самым, поставив точку в вопросе.
Между тем другое издание, со ссылкой сразу на три источника, заявило, что речь идет не о Rozetka, а о Kasta.ua. сооснователь и СЕО маркетплейса Андрей Логвин отреагировал на публикацию в Telegram также шуткой. «Несмотря на совпадение в словах Каста и Каспий первых трех букв, никаких переговоров мы не ведем. А все-таки по поводу переговоров, вспомнил детскую считалочку: «К и Р сидели на трубе, К упало И пропало, кто остался на трубе?»
В то же время в компании раскритиковали оценку стоимости Kasta экспертами, которые оценили маркетплейс в $1,3-1,8 млн. В ответ на запрос RAU, PR-директор Kasta Наталья Логвин ответила, что Kasta – не публичная компания и ее стоимость стала бы понятной только в момент сделки. «По прогнозам 2021 года GMV («общий объем оборота товаров», — прим. ред.) составит $100 млн», — пояснила ошибку в расчетах экспертов она. И тоже поставила точку вокруг дискуссий о продаже Kasta.ua.
Те, кто остались в уравнении
Вполне вероятно, что желания казахов, и намерения украинских компаний могут просто расходиться, и в конце концов такие переговоры останутся вне публичности. Но Kasta и Rozetka не единственные крупные игроки на украинском ecommerce-рынке.
«Потенциально компания Kaspi.kz могла обратиться со своим предложением рассмотреть покупку ко всем представителям e-commerce в Украине. Кто-то мог отказать, кто-то промолчать, а кто-то еще думает», — считает Евгений Нетреба, коммерческий директор сервиса доставки Zakaz.ua.
В Украине немного «больших» e-commerce-игроков. В последнее время к крупнейшим маркетплейсам присоединились Allo и Epicentr, которые развиваются без отрыва от розничных сетей, поэтому учитывать их не стоит. Как и маркетплейс Prom.ua, который вместе с EVO Group осенью 2018 года вошел в состав Rozetka. LeBoutique недавно купила группа DCH Александра Ярославского, в Lamoda.ua на запрос RAU ответили, что «не комментируют слухи и деятельность других компаний».
«По сути, хорошая доска объявлений в Украине – это только OLX компания, которая уже давно успешно работает на нашем рынке, – говорит Евгений Нетреба. – Но не думаю, что Kaspi.kz купить их. Агрегаторы цен – это неплохая история с точки зрения лидогенерации и трафика, который туда заходит. Но опять-таки агрегатор цен может работать только, если у тебя есть свой интернет-магазин и ты можешь перегонять трафик с агрегатора на собственный e-commerce. Отдельно эти бизнесы могут работать, но лучше, когда все же существует синергия».
По словам эксперта, казахстанская компания могла бы купить Цитрус, у которых сейчас существует неопределенность среди акционеров и это может быть хорошей точкой входа для Kaspi.kz. «Есть и другие маркетплейсы в топ-10 категории, которые могут их заинтересовать. Почему бы им, например, не купить кого-то из топовых игроков, накрутить туда трафик и подключить к нему агрегатор цен», – рассуждает он.
По мнению Дмитрия Покотило, основателя маркетплейса F.ua, это может быть Hotline. «Rozetka — слишком большая машина, которую может поглотить еще более крупная, не в плане денег а в плане развития. Просто мешок с деньгами — деньги на ветер», — отмечает он. В то же время эксперт считает, что Hotline вполне могли пойти на такую сделку. «Больше никого нет. Все остальное принадлежит розничным сетям», – считает эксперт.
Впрочем, Kaspi.kz может рассматривать и небольшого игрока, «особенно учитывая суммы предыдущих сделок с Portmone и БТА Банком в $10-20 млн», — отмечает управляющий партнер GR Capital Макс Филиппов.
SuperApp в Украине, как формула успеха
Кого бы не приобрели Kaspi.kz, у них есть все шансы получить большой кусок пирога рынка электронной коммерции в Украине благодаря формуле, с которой она заняла фактически монопольные позиции в родной стране. В Казахстане гигант оперирует SuperApp сервисом, благодаря которому более 8,5 млн казахстанцев (около половины всего населения страны) управляют личными финансами и осуществляют онлайн-покупки на маркетплейсе Kaspi.kz. Это делает компанию главным e-commerce-игроком страны.
В Украине казахи уже приобрели платежную систему Portmone и БТА Банка. Чтобы продублировать модель SuperApp, остается приобрести маркетплейс. «Имея банковскую лицензию и платежные лицензии Portmone Group, мы займем сильные позиции и сможем повторить стратегию SuperApp в Украине», — подтвердили еще раньше свои планы в финтех-компании.
А то, что продавец найдется, ни у кого из опрошенных экспертов не вызывает сомнений. «Каждый предприниматель строит свой бизнес с целью кому-то когда-то его продать. Поэтому любой украинский владелец бизнеса согласится его продать, только нужно договориться о цене. И, если рыночная стоимость будет релевантной, то Kaspi сможет купить его», – говорит Евгений Нетреба.
Того же мнения придерживаются в Lamoda. «В целом отрасль э-ком быстро развивается, в том числе многие игроки выбирают для себя стратегию роста за счет слияний и поглощений», — рассказали RAU в компании. «Главное, что ничего угрожающего в приходе Kaspi на украинский рынок нет», — считает председатель правления Юнекс Банка Иван Свитек.
«Конечно, это позитивный сигнал, так как заходят новые инвестиции, технологии и новая экспертиза со стороны Kaspi. Было бы неплохо, если бы она все же появилась, и наш e-commerce тогда станет еще более конкурентен. А это значит, что от этого выиграет только клиент», – резюмирует Евгений Нетреба.
Читайте также
LeBoutique 2:0: как изменят маркетплейс владельцы сети ТРЦ Караван и почему его продали