Как атаки на энергосистему влияют на онлайн-продажи: статистика и комментарии от Stylus, Eldorado, Comfy

Как атаки на энергосистему влияют на онлайн-продажи: статистика и комментарии от Stylus, Eldorado, Comfy

15.12.2022 08:30
  399
Дарія Осіїк

10 октября Украина столкнулась с новым этапом российской агрессии – ударами по объектам энергетической инфраструктуры. Команда Promodo проанализировала, как массовые аварийные отключения света по Украине оказывают влияние на продажи и трафик онлайн-магазинов.

Чтобы отследить динамику, выделили дни самых масштабных атак:

  • 10 октября
  • 11 октября
  • 17 октября
  • 22 октября
  • 31октября
  • 15 ноября
  • 23 ноября

И пять категорий, которые рассматривали:

  • Бытовая техника и электроника
  • Детские товары
  • Зоотовары
  • Продукты
  • Косметика и товары личной гигиены

Наибольшие потери украинский онлайн-ритейл понес 10 октября

С точки зрения дохода, самой болезненной для украинского e-commerce стала первая массированная атака на энергосистему. В среднем доход 10 октября был на 60,68% меньше, чем в понедельник 3 октября. Трафик упал на 27%.

Показатели возобновились за следующие 2-3 дня, но 15 октября в Украине ввели плановые веерные отключения света. В этот период на графиках всех ритейлеров заметно значительное проседание как по трафику, так и по доходу.

«Честно говоря, пока трудно отделить, где на продажи влияют отключения, а где общее настроение на фоне обстрелов, учитывая, что эти факторы совпадают по времени. В день массированных обстрелов видим ухудшение, затем ситуация выравнивается», — говорит Head of digital Comfy Юлия Коновалова.

Следующие октябрьские обстрелы повлекли за собой падение дохода на 25%, трафика — на 12%

17 октября – очередной обстрел энергетических объектов Украины. На этот раз падение не столь значительно: 17% в среднем по доходу, 12,4% — по трафику. Следует отметить, что некоторые категории, например, Детские товары, вообще не подверглись снижению показателей. Восстановление также заняло 1-2 дня.

Почти через неделю значительно изменился спрос на товары: востребованными стали любые позиции, которые могут помочь людям согреться, сделать запасы и подзарядить девайсы при отключении света.

В последнем исследовании рынка Promodo четко видно, что спрос на повербанки вырос в пять раз, генераторы почти в десять раз. Тем временем смартфоны и ноутбуки стали покупать реже.

«Четко видим из статистики, как изменились запросы пользователей. С середины октября в топ посещаемых страниц и товаров по поиску входят повербанки, источники бесперебойного питания, аккумуляторные лампы и другие гаджеты, которые могут обеспечить энергонезависимость хотя бы частично. Конечно, спрос несколько снижается, потому что вряд ли украинцы выделяют время в часы отключения электроэнергии на поиски нужных покупок. Скорее сэкономят заряд смартфона или ноутбука», – рассказывает Head of Digital Marketing Eldorado Владислав Семенцов.

«В этом году вектор спроса существенно изменился: от привычных категорий до категорий энергетической автономности. Прежде всего, это повербанки, power-станции, генераторы, инверторы, диодное освещение, газовые водки и подобные девайсы, позволяющие как-то пережить без света. Мы видим сейчас почти в каждом чеке что-то из этого перечня», – подчеркивает Head of Digital Marketing Slytus Максим Мисиченко.

22 октября по Украине было выпущено 33 крылатых ракеты. К сожалению, 5 из них достигли целей. Проблемы с интернет-связью в ряде областей ожидаемо отразились и на показателях онлайн-бизнеса. По сравнению с предыдущим днем доход в среднем просел на 27%, трафик упал почти на 13%.

Похожая ситуация была и при обстреле 31 октября: -25% по доходу и -10,8% по трафику.

Сезон распродаж без света: потери трафика и дохода до 46%

Интересно, что 15 ноября, когда россия выпустила около 100 ракет, потери для бизнеса были не столь значительны, а в некоторых нишах, в частности в Косметике и товарах личной гигиены, наблюдался даже рост. Скорее всего, это связано с запуском рекламных кампаний в Черную пятницу. Следовательно, в среднем атака повлекла за собой падение дохода на 20,53% и трафика на 17,02%, по сравнению с 8 ноября.

«Прежде всего, стоит отметить, что украинцы, безусловно, — несгибаемая нация. Если наши люди что-то хотят купить — никакие русские их не остановят. То, что мы видим сейчас и в течение того времени, когда имеем системные проблемы с энергетикой, в целом выглядит так : все те люди, которые имели четкие намерения приобрести что-то конкретное, так или иначе совершат покупку, но с поправкой на наличие у них света и интернета, поэтому, когда мы видим массовые отключения по стране, понимаем, что часть заказов будет сделана в течение следующих 1-3 суток, когда у людей восстановится свет и доступ к интернету. Непосредственно в день обстрелов, если массово пропадает свет и интернет, может быть просадка в 20%–50% заказов», – делится Head of digital marketing Stylus Максим Мисиченко.

23 ноября — самый заметный удар по ритейлу, ведь все бизнесы включили мультиканальный промоушен в Черную пятницу. Несмотря на то, что обстрелы были в среду, падение показателей ускорилось в четверг. Продажи упали в среднем на 43%. Трафик снизился почти вдвое, на 46%.

Уже в пятницу ритейлеры наблюдали ожидаемый результат рекламных кампаний – показатели стремительно пошли вверх. А значит, можем констатировать, что, несмотря на обстрелы, жаркий сезон все-таки произошел. Ритейлеры хорошо подготовили точки выдачи, магазины, колл-центры и склады, чтобы их клиенты могли совершить ожидаемые покупки со скидкой в любых условиях.

«Еще из первых обстрелов в октябре мы поняли, что россия и дальше будет бить по объектам инфраструктуры, поэтому по максимуму уделили внимание своей автономности: наши офлайн-магазины, колл-центр, логистика и офис — все заживленное от генераторов, повсюду зарезервированы альтернативные каналы связи .В целом, мы готовы работать при любых обстоятельствах. Единственная проблема — наличие света и связи у наших клиентов.Пока мы сталкиваемся со сложностями на их стороне чаще, чем с проблемами у нас. Ключевые проблемы: дозвониться к клиенту на этапе оформления заказа и на этапе отгрузки товара от нашего курьера клиенту Часто имеем кейсы, когда курьер приезжает по адресу и не может дозвониться к клиенту.Относимся с пониманием, переносим за свой счет, но, конечно, просим клиентов по возможности предупреждать, если видят, что не смогут принять заказ», – рассказывает Head of digital marketing Stylus Максим Мисиченко.

Еще одна вдохновляющая особенность этого сезона распродаж – заботливая коммуникация брендов. Лидеры рынка переименовали «Черную» пятницу, чтобы выразить поддержку потребителям. Так появились «Светлая пятница», «Семейная пятница», «Пятница скидок» и т.д.

«Нашу «Семейную пятницу», так в этом году называется традиционный сезон скидок, мы стартовали в полночь 21 ноября. Распродажа длилась до 28 ноября. Это как раз возможность использовать время на поиск и бронирование товаров. Основные наши магазины обеспечены генераторами и возможностью получить оплату картой , даже если нет света», – резюмирует Head of Digital Marketing eldorado.ua Владислав Семенцов.

Источник —  Promodo

Читайте также — 

Новости FMCG за ноябрь: три новых Varus и один из крупнейших Ашан Pick up Point в столице, возвращение АТБ, Сільпо, Велмарт в Херсон и другие


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Раз на тиждень

ми будемо відправляти Вам 

найцікавіші новини тижня


Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка