Юрий Яковлев, Эпицентр: Как выживает украинский e-commerce
Руководитель онлайн-направления компании Эпицентр Юрий Яковлев рассказал в своей колонке для НВ, как именно во время войны изменились потребительские привычки украинцев и как это влияет на весь рынок e-commerce.
Трансформацию пережил весь рынок e-commerce. На смену большим игрокам пришли маленькие мертчане. В «космос взлетели» группы товаров, которые раньше едва продавались. Логистические цепочки перестроились и повлияли на весь клиентский сервис. В этом водовороте изменений уже прослеживаются главные тренды, следование которым позволит интернет-торговле выжить.
В I квартале украинский рынок e-commerce рухнул на 20%. Главным образом, этот обвал был обусловлен результатами конца февраля и марта, когда значительная часть украинцев была вынуждена уехать из охваченной войной страны. Но если март был откровенно провальным, то апрель показал, что пациент скорее жив, чем мертв. В начале войны, когда многие переселялись в относительно спокойные западные регионы страны, в нашем онлайн-магазине ощущалось некоторое увеличение спроса на товары, позволявшие обустроить свой быт на новом месте.
Относительно неплохо продавались стиральные машины, электрочайники, надувные матрасы, карематы, генераторы, канистры и газовые баллоны. Также фиксировали повышенный спрос на детские смеси, муку, переноски и корм для домашних животных.
Затем этот тренд начал постепенно спадать, так как часть людей обустроилась, а другая начала возвращаться в свои дома. В онлайн-магазине наблюдалось увеличение спроса на товары для отделки и ремонта дома. К примеру, OSB-плит, керамической плитки, ламината, керамогранита. Вероятно, это связано с желанием завершить начатый еще до войны ремонт или восстановить дома, поврежденные боевыми действиями.