Топ-50 ритейлеров, которые ушли из россии, приостановили работу или остались работать

Топ-50 ритейлеров, которые ушли из россии, приостановили работу или остались работать

06.06.2022 09:00
  7757
Іван Зайцев

На начало июня более 1000 западных компаний объявили о прекращении и приостановке работы в стране-агрессоре. Среди них достаточно ритейлеров: Inditex, LPP, IKEA, H&M, McDonald’s и другие. Правда, не все они ликвидировали или продали свой бизнес в рф, часть – только приостановили работу.

По подсчетам российского совета торговых центров (РСТЦ), из-за закрытия магазинов международных операторов в ТРЦ россии оказалось невостребованным колоссальное количество арендных площадей – более 3 млн кв. м. Количество закрытых торговых точек западных ритейлеров измеряется тысячами. RAU собрала самые крупные международные торговые сети, присутствовавшие в рф, которые продали, закрыли или приостановили работу представительств в стране-агрессоре. И заодно вспомнила те компании, которые предпочли «деньги, а не честь».

Ушли не попрощавшись

Так, например, польская fashion-группа LPP (бренды Reserved, Sinsay, Mohito и другие) продала свои 533 магазина неизвестной группе «китайских инвесторов». McDonalds, который управлял более чем 800 ресторанами быстрого обслуживания – как своими собственными, так и франчайзинговыми – также продал активы российскому предпринимателю Александру Говору. Так же поступили и многие другие торговые сети: продолжать бизнес в россии в нынешних условиях все равно что «стрелять себе в ногу» — репутационные потери (и вызванное ими падение стоимость бренда) могут быть значительно больше, чем потенциальная выгода от работы в рф. Поэтому значительная часть международных ритейлеров предпочла потерять многомилионные инвестиции в развитие российских подразделений, и продать или полностью закрыть проекты в стране-оккупанте.

Первыми международными ритейлерами, полностью вышедшими из российского рынка еще в начале марта, стали немецкая сеть магазинов строительных товаров OBI и датский ювелирный дом Pandora. Их примеру последовали еще многие крупные международные игроки: как ритейлеры, так и представители других сфер бизнеса. При этом зачастую российские филиалы в прямом смысле слова бросались «на произвол судьбы» — владелец бренда просто прекращал поставки или техническое обслуживание, запрещал использовать ТМ и работать под эгидой международного офиса. Убытки фиксировались, и на этом история заканчивалась: дальнейшая работа российского подразделения head office не интересует. Разумеется, в случае, если не удалось найти покупателя бизнеса – пусть и с большим дисконтом.

Среди всемирно известных брендов, свернувших активность в рф или вообще избавившихся от токсичных активов: Starbucks, Adidas, Nike, Reebok, IKEA и многие другие. На пике развития торговые сети этих операторов насчитывали сотни магазинов, которые сейчас «радуют» россиян закрытыми дверями.

Разумеется, можно предположить, что «свято место пусто не бывает», и место ушедших fashion-ритейлеров займут местные бренды или не столь принципиальные компании. Однако собственное производство в россии также критично зависит от импорта: как станков и комплектующих, так и тканей, фурнитуры и так далее.

Те же из зарубежных торговых марок, что продолжают работать в рф, рискуют столкнуться с другой проблемой: резкое падение платежеспособного спроса даже в крупных городах. Санкции и спровоцированная ими безработица уже отразились на покупательской способности жителей россии, и падение выторга fashion-ритейлеров єтому подтверждение. Так что вместо того, чтобы занять опустевшую нишу и нарастить доходы, торговые сети рискуют получить два негативных последствия: падение доходов и репутационные потери.

Затаились в ожидании

В то же время, далеко не все компании смогли оперативно найти покупателей на свои активы в рф. В течение февраля-мая, многие игроки розничного рынка приостановили работу в России.

Их магазины закрыты, однако сети не официально не объявили о выходе с рынка страны-агрессора. Среди них Adidas, Inditex, H&M, IKEA, Lush, Mango, Mothercare, Samsung, Under Armour, Burger King, CCC, Hugo Boss и многие другие. Скорее всего, более решительных действий от них можно ожидать в ближайший месяц-два. При этом дальнейшая судьба «замороженных» сетей остается не известной: собственники пытаются сохранить рабочие места, и найти покупателей на свои активы.

Не стоит забывать и о весьма реальной угрозе «национализации» бизнеса, принадлежащих компаниям из «недружественных россии стран» — то есть почти всех государств, за редкими исключениями вроде КНДР или Венесуэлы. Вполне вероятно, что в список активов под «национализацию», попадут и торговые сети, свернувшие свою работу в рф.

В частности, в списке на национализацию имущества и активов государств, компаний и физических лиц из «недружественных стран» находятся как полностью вышедшие из рф ритейлеры (850 ресторанов McDonald’s, 533 магазинов LPP), так и те, кто до сих пор не решился заявить о полном выход с российского рынка: H&M (168 магазинов), Inditex (502 магазина), Uniqlo (50 магазинов) и многие другие.

Часть магазинов сетей, которые вовремя вышли с рынка россии и продали свой бизнес, уже начали переоткрываться под обновленными вывесками. Так, новые владельцы торговых точек LPP – неизвестный «китайский консорциум» – открывают вместо Sinsay магазины «СИН» с похожей айдентикой, вместо Cropp будет работать «CR», Reserved — «RE», Mohito и вовсе станет лаконичным «M». Магазины косметики L’Occitane открылись в российских торговых центрах под вывесками «Л’Окситан». Похожее участие ожидает McDonald’s, обновленный нейминг в бывший заведения которого выбирают среди «БешбарМАК», «Макдак», «McDAK», «Гудбай Америка» и «Сытый нищий». Открыть прежние «Маки» собираются уже в июне.

Таким образом, новые владельцы пытаются оставить связь со знакомыми брендами путем манипуляций с вывесками, однако товар отныне в таких магазинах неизвестного производства и качества, а в некоторых – распродажа оставшихся от оригинального ассортимента. Подобная судьба, скорее всего, ожидает и всех остальных — вышли они из страны-агрессора или нет.

Наконец, некоторые компании решили продолжить работу в рф, пользуясь отсутствием конкурентов и освободившимися нишами. Вопреки санкциям и общественному осуждению, такие торговые сети больше озабочены собственным заработком и открывшимися возможностями, хотя и прикрываются самыми различными добрыми заявлениями.

Оставшиеся вопреки

Список международных ритейлеров, которые продолжают работать на территории страны-агрессора, RAU ведет в отдельной «Карте ритейлеров». Здесь же упомянем лишь наиболее известные компании, в том числе и хорошо знакомые украинским потребителям. Отметим, что среди мировых торговых сетей не так уж много тех, кто решился продолжать работу в стране-агрессоре как нив чем не бывало. Да и они уже несут значительные репутационные и финансовые потери на других рынках, и начинают задумываться о сворачивании своих проектов в россии.

Относительно списка крупнейших международных ритейлеров, вышедших с российского рынка, он сформирован на основе базы Йельского университета, которую ежедневно обновляет исполнительный комитет института. RAU перепроверила данные по каждой из сетей и представляет самые актуальные данные по состоянию на конец мая.

Читайте также —

Украсть по-русски: какие активы зарубежных компаний оказались в россии под угорозой конфискации


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка