Итоги 2024 года в девелопменте: увеличение трафика и товарооборота, новые открытия и перспективы развития

Итоги 2024 года в девелопменте: увеличение трафика и товарооборота, новые открытия и перспективы развития

14.01.2025 09:00
  133
Валерія Байда

RAU расспросила ведущих экспертов рынка, с какими итогами они закончили 2024 год – третий год в условиях полномасштабного вторжения россии в Украину.

Трафик

Летом 2024 года россия возобновила обстрелы энергетической инфраструктуры Украины, поэтому почти весь жаркий сезон прошел с отключениями электроэнергии. Добавилась еще и аномальная жара. Так что ТРЦ стали пунктами несокрушимости, где можно и поесть, и поработать, и гаджеты подзарядить. Дежавю с отключениями электроэнергии было и осенью. Однако, как говорит Евгения Локтионова, директор UTG, что возвращение населения в родные города, переориентация и восстановление логистических цепей, открытия Inditex способствуют постепенному восстановлению посещаемости ТРЦ. И на декабрь 2024 года этот показатель был 383 человека на 1000 кв. м. GLA. Для сравнения, на декабрь 2023 — это было 367 человек.

Среднесуточная посещаемость торговых центров в разрезе форматов, людей на 1000 кв. м GLA

Однако Андрей Лотоцкий, СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor отметил, что рост посещаемости касается тех объектов, которые качественно использовали маркетинговые инструменты для привлечения клиентов, улучшали комфорт для посетителей и tenant-mix. «Таким образом, лучшие ТЦ становились еще более привлекательными для клиентов и трафик рос до 20% по сравнению с 2023-м, а те, которые были менее активны в инвестициях и инновациях, демонстрировали снижение трафика. Исключение является только ТЦ в западных областях, где количество населения продолжает увеличиваться, а профессиональных ТЦ все еще недостаточно», — говорит Лотоцкий.

Для ТРЦ Respublika Park 2024 год – год рекордных показателей. Трафик стабильно рос. В будни ТРЦ принимал более 65 000 человек, по выходным этот показатель превышал 100 000 человек. А в день годовщины на благотворительный концерт группы Антитіла посетило рекордное количество посетителей – 127 845 человек.

На показатели посещаемости в 2024 году торговых объектов Arricano повлияли многие факторы, в частности, увеличение количества и продолжительности воздушных тревог, особенно в региональных проектах, где в определенные месяцы тревоги продолжались до 50% рабочего времени, ракетный удар по Кривому Рогу и повреждение ТРК Сонячна Галерея в январе, смена продуктового оператора в торговых центрах в Запорожье и Кривом Роге. Однако при всем количестве посетителей в целом по группе и в киевских ТРК в 2024 году превысило показатели 2023 года.

Товарооборот

В ТРЦ Respublika Park подтверждают рост товарооборота на 47,5% за 11 месяцев 2024 по сравнению с 12 месяцами 2023 года.

Киевские проекты Arricano демонстрируют более стабильный прирост товарооборотов, чем региональные. «В общем выводе прирост fashion-операторов Киева составляет в среднем 10-15%, спортивные товары – до 20%, магазины электроники – 20-30% по сравнению с прошлым годом. В то же время в региональных проектах товарообороты арендаторов данных групп товаров выросли в среднем на 5-10%, на что напрямую повлияли особенности работы в прифронтовых зонах», — комментирует Инна Морозова, директор по маркетингу Arricano.

Анна Корягина, International Tenant Representation Director Nhood Holding и CEO Nhood Ukraine, ссылаясь на отчет партнеров – компании NAI Ukraine – говорит, что официальный розничный товарооборот по отношению к 2023 году в 2024-м увеличился на 20,2% в гривне и на 6,9% в долларах США.

А Лотоцкий отмечает, что увеличение товарооборота в целом по стране демонстрирует категория fast fashion, но неоднородно: «Сезонность оставила свое влияние, но на настроения покупателей влияют военные, политические и, особенно, внешнеполитические факторы, которых в этом году было достаточно много. Поэтому довольно трудно сравнить аналогичные периоды с 2023 года. Большинство категорий в лучшем случае остались на уровне 2023 года».

Арендные ставки

По словам Корягиной, в целом арендные ставки варьировались от $5 до $55 за квадратный метр. Из-за активного роста оборота и возврата всех основных международных ритейлеров после запуска новых проектов, которые могут привлечь новые бренды на украинский рынок, максимальная цена может вырасти до $70.

Динамика ставки аренды для магазинов торговой галереи площадью 50-200 м2 в 2007-2024 годах ($, грн)

Лотоцкий отмечает, что ТРЦ, которые вкладывали в развитие своей привлекательности для клиентов, имели возможность повышать арендные ставки на 10-15%. Другие же были вынуждены идти на точечные снижения арендных платежей в зависимости от товарных категорий.

О топ операторах

В 2024 году в Украину вернулся испанский ритейлер Inditex, международные бренды демонстрировали увеличение товарооборота, ТРЦ страны проводили ротацию арендаторов, все больше предпочитая украинские и спортивные бренды. Так, по словам Анны Корягиной, популярность спортивного ритейла на мировом уровне растет. Согласно последнему отчету от Business of Fashion, в 2023 году спортивная одежда росла быстрее, чем общий рынок моды на 2-3 процентных пункта в Китае, на 5-6 процентных пунктов в США и на 2-3 процентных пункта в Европе. Быстрорастущие «бренды-вызовы» (Challenger brands) теперь ожидается, что составят 57% экономической прибыли сегмента спортивной одежды, почти утроившись с 2020 года. В 2024 году новые бренды, такие как Deckers (владелец Hoka) и Asics, ожидается, что создадут более 50% экономической прибыли сегмента спортивной одежды, превосходя традиционных игроков, таких как Nike, Adidas, Puma и Under Armour. Ожидается, что рынок спортивной одежды продолжит расти быстрее, чем общий рынок моды, благодаря увеличению популярности активного образа жизни и спорта среди разных возрастов. Для украинского рынка эта тенденция также имеет место, что подчеркивают такие примеры, как недавнее открытие нового магазина Adidas Originals в ТРЦ Respublika Park, открытие монобрендового магазина Oakley в центре столицы, подтверждение открытия флагманских форматов спортивных брендов в проекте Ocean Mall, в ТРЦ Blockbuster Mall в 2024 году открылись Nike, Intersport, Puma, All Stars, Марафон.

Конечно, возвращение H&M и Inditex в ТРЦ Respublika Park существенно увеличил трафик. Также в мае было открыто пространство Всі.Свої на 1000 кв. м, где представлено более 50 украинских брендов, а в сентябре прошел запуск флагманского Sport Life с бассейном. «Украинские бренды демонстрируют хороший тренд: активная экспансия, некоторые уже масштабировались в сети и, конечно, конкурентная способность – цена-качество. Всего в 2024 году в ТРЦ открылось более 30 новых магазинов и заведений. В их числе международные бренды Adidas, Adidas Originals, KFС. Появились и специализированные заведения: медицинский центр Doctor Sam, автосалоны, Нова пошта. На больших площадях открылись виномаркет OKWINE, ІБІС, бистро Jacky China, магазин детских мечтаний Kids Republic. А также концептуальные рестораны и заведения: Avocado, Mіміноши, Pesto Cafe, Kyiv&Food, Про річку, Качині історії», — комментирует Юлия Щаслива, генеральный директор ТРЦ Respublika Park.

«Украинские бренды и спортивные товары демонстрируют желание развивать сети, что является положительной мотивацией для других операторов рынка проанализировать свое предложение и идти в ногу с последними тенденциями и настроениями потребителей», — подтверждает Морозова.

Прогнозы и планы на 2025 год

По словам Локтионовой, приближение профицита торговых площадей способствует постепенному перераспределению потребительских потоков между объектами, росту вакантности и коррекции ставок аренды в сторону снижения в большинстве регионов Украины.

Arricano продолжит инвестировать в улучшение клиентского опыта во всех ТРК в Киеве, Запорожье и Кривом Роге и строительство ТРК Lukianivka в Киеве.

ТРЦ Respublika Park продолжит активное развитие бизнеса и запланировали на 2025 год новые знаковые открытия и масштабные мероприятия.

В 2025 году должен открыться Ocean Mall в столице, общая площадь которого составит 300 000 кв. м, арендная – более 117 000 кв. м. Девелопер обещает, что будут представлены 800 магазинов, среди них ожидаются магазины главных международных fashion-групп во флагманских форматах, развлекательная часть на уровне, которого еще просто не существует в стране, а также других ритейл форматов.


К последним новостям К популярным новостям Підтримати редакцію

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка