Исследование DS Smith: 84% европейских онлайн-ритейлеров почувствовали увеличение расходов на «последнюю мили» доставки

Исследование DS Smith: 84% европейских онлайн-ритейлеров почувствовали увеличение расходов на «последнюю мили» доставки

10.04.2025 08:40
  199
Костянтин Симоненко

Британская транснациональная компания по производству упаковки DS Smith провела исследование логистического рынка ЕС и Великобритании и обнаружила, что за последний год расходы почти 40% опрошенных компаний выросли более чем на 10%, что повлияло на их прибыльность. И этот тренд продлится в 2025 году.

Отчет Last-Mile Delivery: The Future Unpacked базуруется на опросе 550 управляющих компаний из сферы европейского e-commerce. Его результаты показывают, что расходы, связанные с курьерскими службами, возвратом товаров и продуктами, которые не были доставлены или повреждены при транспортировке, значительно выросли за последние 12 месяцев. При этом 39% опрошенных представителей электронной коммерции столкнулись с двузначным ростом накладных расходов из-за проблем в цепях снабжения. RAU предлагает ознакомиться с основными выводами исследования.

Причины подорожания

После периода стремительного роста во время пандемии Covid-19 сектора электронной торговли наблюдается замедление этого процесса. По данным E-commerce Europe, общий европейский рынок электронной коммерции B2C в 2023 году вырос всего на 3%, увеличившись с 864 млрд. евро до 887 млрд. евро.

В то же время увеличение операционных расходов, в том числе из-за проблем в цепях снабжения, влияет на прибыль онлайн-ритейлеров. Подавляющее большинство (84%) компаний электронной коммерции сообщают о росте расходов на доставку «последней мили» за последние 12 месяцев. Для некоторых этот рост значительный: 39% наблюдали рост расходов более чем на 10%, что значительно превышает годовой уровень инфляции в Европе в 2,4%.

Согласно данным Capgemini, расходы на доставку «последней мили» составляют 41% всех расходов компаний на всю цепочку поставок, что значительно влияет на прибыльность бизнеса электронной коммерции.

И хотя инфляция в последние месяцы снизилась, те же 84% считают, что расходы будут продолжать расти в течение 2025 года, а 50% опрошенных ожидают двузначного роста расходов. Под таким давлением многие онлайн-ритейлеры вынуждены прибегать к решительным действиям, чтобы свести концы с концами. В общей сложности почти 40% сообщают о более низких доходах, тогда как 36% уже повысили цену доставки для клиентов, а 35% повысили цену на товары.

Не оправдали ожиданий клиентов

На увеличение стоимости доставки также влияют возрастающие ожидания потребителей по уровню обслуживания клиентов. Почти 73% респондентов опроса сообщили, что их клиенты ожидают более экологичных вариантов упаковки, 71% хотят отслеживать процесс доставки и иметь возможность коммуникации. В то же время 69% хотят большей гибкости по времени доставки, а 66% ожидают более быстрой доставки.

Исследования Ipsos свидетельствуют о том, что 85% потребителей вряд ли вернутся в онлайн-магазин только после одного неудачного опыта доставки, что может привести к дополнительным затратам на привлечение клиентов и повлиять на восприятие бренда. Лишь треть компаний заявили, что они могут полностью удовлетворить потребителей в любой из этих сфер.

Так, всего 39% компаний утверждают, что им удалось полностью удовлетворить потребителей экологичными вариантами доставки, и только 28% сделали это с помощью экологичной упаковки. В то же время 36% смогли полностью оправдать ожидания низкой стоимости доставки и 33% скорости доставки, даже если она дополнительно оплачивается.

По словам ритейлеров, клиенты все чаще ожидают предложений бесплатной доставки. Они не стремятся получить заказ в тот же день, но доставка на следующий день уже критически важна для прибыльной работы.

Как ритейлеры реагируют на вызовы

Несмотря на прогнозный рост электронной коммерции на 1% в 2025 году, почти четверть ритейлеров (23%) стремится снизить гибкость, которую они сейчас предлагают потребителям, когда речь идет о вариантах доставки. В частности, отказаться от бесплатной доставки и возврата товаров. Так, 59% пересматривают политику возврата товаров, 57% устанавливают минимальную стоимость заказа для доставки. Однако остается выяснить, как это повлияет на конверсию и расходы людей. Побочные эффекты также есть в других сферах – 27% компаний сокращают инвестиции в проекты устойчивого развития и внедрения экологически нейтральных технологий. Учитывая, что 73% потребителей сейчас ожидают экологических вариантов упаковки, а 67% – экологических вариантов доставки, это может нанести ущерб репутации брендов и потере бизнеса.

Среди основных путей улучшения ситуации в логистике последней мили эксперты называют координацию процессов и лучшее планирование, в том числе в стратегиях развития компаний. Компании, открытые для новых идей, регулярно пересматривающих свой подход к доставке, с гораздо большей вероятностью смогут заранее прогнозировать и управлять потенциальными проблемами или трудностями. К примеру, оправдать завышенные ожидания потребителей и сократить расходы можно с помощью многоразовой упаковки. Есть уже бренды, которые предлагают возвратную упаковку для электронной коммерции, но это требует дополнительных усилий, в том числе по изменению отношения клиентов к использованию тары.

Как показал опрос, прогрессивные ритейлеры пытаются повысить свою эффективность и избежать радикальных решений, направленных на потребителя. Опрос показывает, что эти усилия сосредоточены на трех основных направлениях: партнерство, сделки, упаковка.

Партнерство

Тесное сотрудничество с поставщиками и надежными партнерами по вариантам доставки «последней мили» является основной целью онлайн-ритейлеров. Так, 65% компаний с инновационным мышлением проводят регулярные проверки цепочек снабжения, от упаковки и производства до складирования и транспортировки. А 59% используют стороннюю логистику для уменьшения накладных расходов и складского имущества. Более половины (53%) пользуются регулярными проверками поставщиков и ресурсов на предмет устойчивого развития, а 51% пользуются унифицированными службами складирования, выполнения и распределения.

Привлечение партнеров особенно актуально для небольших бизнесов, которые не могут извлечь выгоду от экономии на масштабе (консолидации грузов, уменьшение количества транспорта и т.п.).

Операции и упаковка

Новаторы также обращаются к новым вариантам доставки «последней мили»: 30% используют дроны или автономные транспортные средства, а 54% теперь используют электромобили или велосипеды. Также 61% используют искусственный интеллект и автоматизацию при комплектовании и упаковке, чтобы повысить эффективность.

Сама упаковка также подвергается тщательной проверке. Каждый второй (53%) проводил проверку упаковки, чтобы определить наличие элементов, которые можно улучшить или настроить (количество типов и размеров упаковки и т.п.), а 49% привлекли внешних консультантов или обратились за советом эксперта к поставщику упаковки. В то же время, 44% предложить потребителям возможность отправлять товары без дополнительной внешней упаковки.

Многое зависит от того, имеют ли ритейлеры ручные системы упаковки, что часто означает, что небольшой диапазон упаковок используется для различных продуктов. В то же время, автоматизированные системы выбирают наиболее подходящий размер для отдельного товара. Одной из больших проблем, связанных с упаковкой, является предстоящее введение Регламента по упаковке и отходам упаковки (PPWR), который должен изменить, как компании разрабатывают, потребляют и утилизируют упаковку в ЕС. Кроме того, что до 2030 года упаковка должна отвечать требованиям по переработке, устанавливается максимальное соотношение в 50% пустого пространства в упаковке, чтобы уменьшить количество отходов.

Основные выводы

Желания и потребности потребителей постоянно меняются относительно того, как и когда они хотят получить товары, а также типа используемой упаковки. Несколько лет назад основное внимание было сосредоточено на создании церемониального опыта при открытии посылки, но это изменилось в сторону уменьшения количества используемого материала. По всей вероятности, в будущем больший акцент будет на эффективном возврате с помощью многократной или возвратной упаковки.

Потратив время на пересмотр партнерских отношений, операций и упаковки, можно найти сферы, которые можно усовершенствовать, что поможет сэкономить средства, повысить удовлетворенность потребителей и повысить цели устойчивого развития.

Желание принять изменения и внедрение гибких процессов обеспечивает надежную платформу, которая поможет компаниям развиваться в соответствии с ожиданиями потребителей, законодательством и экономическими условиями.


К последним новостям К популярным новостям Підписатись на TG канал

Поделитесь этой новостью в социальных сетях


Читайте также

Все новости рынка