Глазами инвестора: как ритейлерам получить максимальную выгоду от своего бизнеса
Совладелец сети КОЛО Сергей Войцеховский, топ-менеджеры Socar и Watsons Ukraine рассказывают о современном состоянии украинского ритейла и наиболее перспективных направлениях вложения средств.
В ходе V юбилейной международной выставки индустрий ритейла и девелопмента RAU EXPO-2021, организованной Ассоциацией ритейлеров Украины, состоялась панельная дискуссия на тему «Перспективы инвестиционных проектов в сфере ритейла». На ней представители разных секторов торговли поделились своими взглядами на развитие ритейла в ближайшем будущем, ключевых факторах влияния и наиболее перспективных направлениях для инвестирования.
В обсуждении приняли участие соучредитель сети магазинов у дома КОЛО и член совета директоров BGV Group Сергей Войцеховский, директор юридического департамента, Socar Михаил Третьяков, Sales Operation and Development Director Watsons Ukraine Анна Савельева. Модератором дискуссии выступила партнер, руководитель практики недвижимости и строительства Sayenko Kharenk Светлана Гуреева. Основные тезисы этой дискуссии читайте в материале RAU.
Об инвестиционной привлекательности ритейла
Несмотря на глубокий спад во II квартале 2020-го, в целом за прошлый год потребление украинских домохозяйств увеличилось на 1,6%. Физический объем розничного товарооборота вырос на 7,2% по сравнению с 2019-м, розница стала драйвером экономики в период пандемии. Отдельные торговые сети наращивали свое присутствие в Украине даже в сложном 2020-м.
Преимущества инвестиций в ритейл – низкий финансовый порог входа, высокая динамика развития, достаточная рентабельность, стабильный доход – сохраняются и в пост ковидном мире.
Ожидается активный рост индустрии уже в ближайшее время: среднегодовой темп прироста в ритейле до 2023 года может составить 17% (глобальные данные). Омниканальность обеспечивает устойчивое развитие отрасли: e-commerce открывает свои офлайн-точки и склады «последней мили», а традиционные игроки привлекают клиентов онлайн.
По наблюдениям Светланы Гуреевой, инвестор уже психологически готов к сроку окупаемости 11-13 лет, хотя в доковидных реалиях нормальным считался срок в 8-10 лет из расчета арендного потока. Например, выход сети Billa в Украину окупился в течение 7 лет, что было довольно быстро по сравнению с аналогичными проектами в Европе.
Пандемия внесла свои коррективы, и в 2020 году в украинском ритейле не наблюдалось высокой активности, если не учитывать поглощение магазинов сети Billa более удачливым конкурентом – сетью Novus.
Мировые тренды и Украина
Вирусная угроза, удаленная работа, режим социальной изоляции – первопричины, из-за которых меняется образ жизни людей и приоритеты развития ритейла на 3-5 лет.
Так, набирает популярность heathy retail, базирующийся на том, что в условиях пандемии потребители больше, чем когда-либо, заинтересованы в здоровье и хорошем самочувствии. В Украине данная тенденция проявится в ближайшие три-пять лет.
Также в мире наблюдается тенденция mobile learning, когда обычные школы становятся малоэффективными, зато растет спрос на безопасные, функциональные, современные пространства для развития детей. В связи с этим активно развивается так называемый learning retail, специализирующийся не только на торговле канцтоварами, но и всем, что необходимо для обучения: начиная от книжек и заканчивая одеждой.
Люди хотят работать, заниматься спортом, лечиться, отдыхать и учиться там, где живут. У покупателей нет больше времени далеко ехать и долго бродить по большому магазину. Хождение с тележкой давно не выглядит как развлечение.
Поэтому увеличивается объем закупок в магазинах шаговой доступности. Сейчас это 7 из 10 походов за покупками и почти одна треть продаж. Люди покупают чаще, но меньше (в пандемию было наоборот). Чему способствует проявляющая в Украине тенденция на сооружение ЖК по концепции «город в городе». В них проектируются не только обычные магазины, но и пространства для сетевых коворкингов, частных клиник, аптек, фитнес-центров и т. п.
Что хочет покупатель
В сети магазинов у дома КОЛО говорят о том, что в Украине потребитель из покупателя рационального превращается в покупателя разумного. Он умеет сравнивать ценность локации и уровень цен. Он понимает, что выгода кроется не только в конечной стоимости товара на полке, а в целом – в удобстве совершения покупки. Потому однозначно главный тренд — это convenience.
По словам Сергея Войцеховского, потребность в продуктах питания постепенно уступает потребности в еде. Поэтому те, кто может предложить хороший food-сервис в своих торговых точках, будут в выигрыше.
В компании Watsons говорят о концентрации спроса в разных категориях. То есть, потребитель отказывается от дополнительных покупок в пользу удовлетворения основных потребностей. С одной стороны это упрощает работу ритейлерам, но с другой стороны – негативно влияет на развитие общего тренда потребления.
В Watsons Ukraine также наблюдают с 2019 года рост спроса на небольшие магазины, удобно расположенные по пути на работу или домой, что обусловлено общим ускорением темпа жизни.
Еще один тренд – диджитализация ритейла. Развитие цифровых технологий дает больше возможностей сравнить цены и найти лучшее предложение, а также купить нужный продукт в удобном месте. Пандемия проявила дополнительное преимущество онлайн-торговли – безопасность совершения покупок. Этот тренд будет развиваться и дальше в сторону one stop shopping, когда все необходимое можно быстро купить в одном месте.
Курс на расширение
Специфика украинского рынка ритейла – отсутствие доступа к дешевым деньгам. Из-за этого розница не консолидирована и в ближайшее время компании будут активно развивать свои сети за счет операционной прибыли или частных инвестиций. В Украине еще невелика насыщенность продуктовыми магазинами: по данным сети КОЛО, на один магазин самообслуживания приходится 10 500 жителей. К примеру, в Польше этот показатель составляет 3000-4000 жителей. То есть в Украине потенциал роста примерно в три раза больше, чем у ближайших соседей со схожим рынком.
Сеть КОЛО открыла 250 магазинов за три с половиной года. За год сеть увеличивается на 100-150 торговых точек. Это ключевое направление инвестиций. Ключевые регионы развития – там, где строится больше жилья. Например, Одесса на втором месте по количеству сданного нового жилья после Киева. На третьем месте Львов, а замыкают первую пятерку городов по количеству нового жилья Харьков и Днепр. Это определяет приоритетность развития сети КОЛО в регионах. Разумеется, с учетом специфики каждого региона.
Автоматизация и улучшение клиентского опыта
Второй блок инвестиций – в улучшение клиентского опыта. Для этого идет переформатирование магазинов КОЛО, изменение сервиса, формирования выкладки, фокус на более важных для клиентов группах товаров и т.д.
Плюс все сильнее в Украине ощущается разрыв между потребностями представителей разных поколений. Молодежи чаще нужен новый инновационный продукт, а кто-то ищет товар, к которому привык и годами пользуется.
Работа с данными – третий блок инвестиций. Автоматизация бизнес-процессов, улучшение качества прогнозирования, системы ценообразования, улучшения системы управления ассортиментом. Это невидимые покупателю изменения, но они очень важны и капиталоемки. Поэтому важно запускать пилоты и хорошо считать деньги.
«Мы заходили в несколько проектов по созданию «магазина будущего», где нет персонала (как Amazon Go). К сожалению, в Украине такой магазин не просчитывается, то есть нет разумных сроков возврата инвестиций», — сетует Сергей Войцеховский.
Поэтому инновации внедряются не так часто, как того, может быть, хотелось. Если говорить о применении автоматизации и других современных «фишках» в магазинах drogerie, то тут все упирается в возможности мобильного интернета на территории конкретной торговой точки.
Тем не менее, новые технологии в ритейле все привлекательнее в глазах инвестора. Их внедрение обеспечивает более прибыльные, прогнозируемые и управляемые результаты в долгосрочной перспективе.
Читайте также —
Оживить ритейл: как сегодня привлекать потребителей в обычные и интернет-магазины