
Налоги на миллиард: Varus увеличил отчисления в бюджет на 21%


HRD сети магазинов Еva и Еva.ua говорит, что бессонные ночи, негативные новости и пессимистические прогнозы влияют на людей больше, чем кажется на первый взгляд. Бизнес не может остановить войну, но способен научить людей прислушиваться к себе и вовремя обращаться за помощью.
В Украине нет места, где люди не испытывали бы стресс из-за войны. Пример Eva — очень показателен. Наши магазины работают во всех регионах страны, а 160 из них (около 10%) расположены в городах и селах, которые регулярно подвергаются обстрелам — Харьков, Запорожье, Никополь, Херсон, Николаев, часть Донецкой области. Но постоянная опасность и напряжение ощущаются не только в прифронтовой зоне. Причиной стресса становятся и переживания за близких, потери, ранения родных, отсутствие понимания, что будет завтра, какой город следующим подвергнется атакам.
По сравнению с довоенным 2021 годом, в I полугодии 2025 года количество сотрудников, которые брали больничные, выросло на 18,5%. За это же время на 17% меньше женщин ушли в декрет. Это говорит о снижении уверенности и истощении, которое проявляется уже физически. Ведь культура уходить на больничный из-за психоэмоциональных состояний в стране практически отсутствует.
Украинцы — сильная нация, но это имеет и обратную сторону. Человеку плохо, он это чувствует, но не обращается за помощью, пока ситуация не станет критической. В сервисных профессиях на состояние работника накладывается еще и состояние клиента. Поэтому выявлять сотрудников, которые нуждаются в помощи, поддерживать, повышать уровень осведомленности в вопросах психологии и взаимодействия с людьми в различных ситуациях — это задача работодателя.
Есть много методик измерения и различных опросов. Но для коллектива из 14 000 человек, как в Еva, их практическая эффективность под вопросом. Отвечать о своем состоянии — не то же самое, что пройти eNPS. Все ли могут оценить ситуацию объективно? Сколько анкет будет заполнено «для галочки»?
Цель компании не просто в сборе статистики. Поэтому людей, которым нужна помощь, мы выявляем через непосредственных руководителей. Они — в постоянном контакте с командами, видят коллег в динамике, выявляют изменения, имеют достаточно доверительные отношения, чтобы деликатно предложить помощь от компании. Мы даем руководителям базовый инструментарий, чтобы такая работа была эффективной, и так выявили около 800 сотрудников, которые нуждались в помощи.
Людям, которые готовы работать со специалистом, компания предоставляет консультации штатных или внешних психологов. Можно описать свой запрос, и тебе подберут нужного специалиста. Но достучаться даже до тех, кто знает об этих возможностях, непросто.
Сначала нужно сформировать культуру внимания к своему психоэмоциональному состоянию. Мы начали с тематических постов во внутренних каналах коммуникации. Переформатировали регулярные пятничные онлайн-встречи «Кофе с Еvafamily» на «кофе с психологом». Раньше здесь говорили о том, что важно в общении с командами, делились советами с руководителями. Теперь здесь обсуждаются вопросы, которые волнуют всех — страх ребенка во время тревог, отношения с близкими и другие. Если на первые встречи приходило мало людей, сейчас присоединяется более 100 участников.
Для коллег, которые потеряли близких, переживают сложные периоды, мы ввели формат встреч «Круг доверия», где они общаются и делятся опытом преодоления трудностей.
Эти инициативы объединены в комплексный проект «Мы вместе». Он направлен не только на психологическую поддержку сотрудников, но и на развитие культуры инклюзии в компании и реинтеграцию ветеранов. В рамках проекта только за 2024 год было проведено 23 учебные программы для команд и руководителей, предоставлено около 200 консультаций, проведено 41 «кофе с психологом».
«Мы вместе» — важный элемент культуры поддержки в компании. Но для психоэмоциональной стабильности человеку нужно не только научиться понимать себя и взаимодействовать с окружающими, но и чувствовать собственную агентность. Знать, что даже в ситуации глобальной неопределенности он все же имеет влияние на определенные вещи на своем уровне. Одним из способов этого достичь является помощь другим. Например, мы в Еva сейчас собираем средства, чтобы закупить снаряжение для военных медиков в проекте «Миссия — жизнь» с ОО «Землячки».
Планировали 4 млн грн, а смогли аккумулировать вдвое большую сумму. Не в последнюю очередь благодаря работникам магазинов, потому что они живут этим проектом, потому что и у нас есть девушки и парни, которые служат. Коллектив сети не просто исполнители. Они тоже проявляют инициативу. Недавний пример — управляющая одного из магазинов обратилась с просьбой помочь бывшей сотруднице, которая сейчас воюет. И мы в рамках сотрудничества попросили «Землячек» предоставить ей все необходимое.
Уже через месяц наступит осень — период, которого многие ждут с опаской, потому что риск ухудшения эмоционального состояния выше, чем летом. Но я не считаю, что ситуация изменится кардинально. Сейчас все происходит ситуативно: после каждой сложной ночи, например, в Киеве или Днепре часть людей не выходит на работу, количество клиентов в магазинах падает.
Затем — восстановление до следующего раза. Но напряжение ощущается постоянно, и недооценивать его влияние в долгосрочной перспективе — неразумно. Ответственность бизнеса за людей будет только усиливаться. Поэтому развитие программ психологической поддержки и системная забота о своих сотрудниках уже не является прерогативой крупных или богатых компаний — это обязательная составляющая корпоративной культуры для любого бизнеса, который хочет существовать.
Источник: NV Бізнес